на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ (от греч. - многочисленный и функция) - сочетание различных (обычно двух) функций в одном созвучии (см. Полигармония). Проявления П.: на органном пункте (П. И. Чайковский, 6-я симф., 1-я часть, побочная тема, такты 4-5), в сложных формах созвучий с неаккордовыми звуками и в линеарной гармонии (сцена у балкона из балета "Ромео и Джульетта" Прокофьева, такты 8-9 - аккорд-задержание), в классич. кадансовом квартсекстаккорде (D5, т. е. доминанта с задержанными квартой и секстой), особенно в полиаккордах 20 в. Ошибочно толкование П. как механич. соединения разных функций (напр., в многозвучных аккордах: аккорд G-d-f-a-c'-e' в "Ноктюрне" для фп. Грига - доминанта, не является полифункциональным). Любая фальшивая гармония в таком случае могла бы быть оправдана как "П.". Ю. И. Холопов.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь