на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ПОРТУГАЛИИ МУЗЫКА. П. м. имеет общие истоки с Испании музыкой, развивалась в постоянном взаимодействии с ней. В фольклоре преобладают песенные и песенно-танц. формы. Наиб. древние нар. песни - трудовые и календарные, в т. ч. рождественские (вильянсикуш; см. Вильянсико), новогодние (жанейраш), весенние (майяш), а также связанные с церк. праздниками (ромариаш). Нар. муз. инструменты: струнно-щипковые - виуэла (впоследствии виола и виолан), кавакинью; духовой - гайта (волынка); ударные - забумба (большой цилиндрич. барабан), тамбур (барабан меньшего размера), адуфе (квадратный бубен с 2 мембранами). Сельским танцам аккомпанируют небольшие инстр. ансамбли, в которые входят гитары, скрипки, тамбуры, иногда гайта и треугольник. Развитие проф. П. м. начинается с 12 в., после отделения Португалии от Кастилии и Леона. В 1290 в Лиссабоне создан университет, в котором преподавали и муз. предметы. 12-13 вв. - эпоха расцвета придв. искусства трубадуров, культивировавших эпич. песни (аналогичные испан. романсу) - трова, кансан, эндейша, шакара, серранилья. В 13-14 вв. в народе были популярны светские романсы, вилансико (испан. - вильянсико), сольная лирич. песня фаду, из танцев - рода, вила, вилан, позднее шакота (чакона) и фолия. В 15-16 вв. развивается муз. театр, один из создателей которого - Ж. Висенти; в его фарсах и ауто значит. место занимала музыка. В инстр. музыке складываются вариац. формы глос, диференсиас и полифонич. тъенто. Выдвинулись композиторы-виуэлисты Дон Педро (герцог Коимбрский), Ант. и Аф. да Силва, П. Ваш, виуэлист-виртуоз П. да Пена. Среди крупнейших полифонистов 15-16 вв.: Т. да Силва, Ж. ди Менезиш, М. Машаду ди Азеведу, Э. ди Павиа. Расцвет хор. полифонич. музыки 2-й пол. 16-17 вв. связан с деятельностью М. Мендиша, Д. Лобу, М. Кардозу, Ф. ди Магальяйниша. Инстр. музыку писали М. Коэлью да Кошта, органист Ф. Корреа ди Араужу, А. да Круш - автор одного из первых руководств по игре на скр. (1639) и соч. для неё. С кон. 17 в. до кон. 19 в. в Португалии господствовала итал. опера. В 1793 открылся корол. театр "Сан-Карлуш" в Лиссабоне. Крупнейшие португ. оперные композиторы 18 в. - Ф. А. д'Алмейда (автор первой в П. м. оперы "Терпение Сократа", 1733), Ж. ди Соза Карвалью (12 опер), Д. Перес и М. А. Португал да Фонсека. Первые образцы нац. оперы, по жанру близкие к испан. сарсуэле, создали комп. А. Тейшейра и драматург А. Ж. да Силва (комич. опера "Войны Розмарина и Майорана", 1737). Инстр. и культовую хор. музыку писали (наряду с операми) Ф. А. д'Алмейда, Ж. ди Соза Карвалью, а также Ж. А. К. Сейшас - церк. органист и рук. корол. капеллы, автор сонат и токкат для клавесина в нац. стиле. Эту традицию в нач. 19 в. продолжил Ж. Д. Бонтемпу - автор первых нац. симф. и кам.-инстр. соч., основатель Филармонич. общества в Лиссабоне (1822), первой т. н. Корол. конс. (1835; позднее - Нац. конс.). На протяжении 19 в. в П. м. преобладает оперный жанр (гл. предст. - А. Машаду, писал в стиле франц. лирич. оперы). Во 2-й пол. 19 в. активизируется конц. жизнь, создаются муз. общества и конц. организации: "Публичные концерты" (1860), Об-во классич. концертов (1874), Корол. академия любителей музыки (1884) в Лиссабоне; Филармония (1852), Об-во кам. музыки (1883), Об-во симф. концертов, хор "Орфеон" (1881) в Порту. В 1-й пол. 20 в. выдвигаются крупные композиторы, среди них: Ж. Виана да Мота (композитор, пианист и дирижёр, основоположник совр. нац. комп. школы), О. да Силва (лучшие соч. - в кам.-инстр.жанре), Л. М. Фрейташ Бранку (композитор имузыковед), Р. Коэлью (автор опер и симф. соч.), К. Карнейру (выделяются его балеты, орк. и кам. музыка). В нац. стиле написаны соч. И. Круша ("Лузитанские мотивы" для орк., симф. поэмы "Лиссабон" и "Коимбра") и особенно Ф. Лопиша Грасы - ведущего предст. совр. П. м., прогрессивного обществ. деятеля. Среди композиторов 2-й пол. 20 в.: Э. Брага Сантуш, А. Касату, Ф. Пириш, Ж. Пешинью (двое последних - предст. муз. авангардизма в П. м.). В числе исполнителей 20 в.: певец Ф. д'Андради; пианисты Л. Мендиш, Ж. Секейра Кошта, А. Мареа, С. Кастнер (пианист и музыковед); скрипач А. Беттенкур. В Португалии работают (1988): оркестры - Нац. радиовещания, Филармонический, Нац. совета в Лиссабоне, Оркестр радио в Порту; Об-во португ. авторов и Ассоциация композиторов в Лиссабоне, общества хор. музыки, Об-во изящных искусств, "Муз. молодёжь Португалии"; Нац. конс. в Лиссабоне, Муниципальная конс. в Порту, Муз. академия в Коимбре.
Branco L. de Freitas, A musica em Portugal, Lisboa, 1929; Pinto A., Musica moderna Portuguese, Lisboa, 1930; Gallop R., Cantares do povo portugues..., Lisboa, 1937; Кastner M. S., Contribucion al estudio de la musica espaftola у portuguesa, Lisboa, 1941; Lopes Graca P., A musica portuguesa e os seus problemas, v. 1-2, [Porto], 1944, Coimbra, 1959; Branco J. de Freitas, Histdria da mihica portuguesa, Lisboa, [1959]; Stevenson R., Portuguese music and musicians abroad (to 1650), Lima-N. Y., 1966; Alegria J. А., О ensino e pratica da musica nas Ses de Portugal..., Lisboa, 1985. А. Ахундов.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь