на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА - род инстр. музыки, а также муз. произведения, имеющие словесную (нередко стихотворную) программу и раскрывающие её содержание. Программой может служить заглавие, указывающее на к.-л. явление действительности, которое имел в виду композитор, или на вдохновившее его лит., живописное или пластич. произв. Более подробные программы обычно представляют собой лит. сюжет. Программа раскрывает нечто недоступное для муз. воплощения и поэтому не переданное самой музыкой. В П. м. широко применяются муз. изобразительность, звукопись, конкретизация через жанр. Простейший вид П. м. - картинная программность (муз. картины природы, нар. празднеств, битв и т. п.). В сюжетно-программных произв. развитие муз. образов в той или иной степени отвечает контурам сюжета, как правило, заимствованного из художеств. литры. Порой в них даётся лишь муз. характеристика осн. образов, иногда отображается вся последовательность событий. В П. м. используются методы развития, позволяющие "следовать" за сюжетом, не нарушая собственно муз. закономерностей. Среди них: вариационность (см. Вариационная форма) и связанный с ней принцип монотематизма, принцип лейтмотивной характеристики (см. Лейтмотив), объединение в одночастной форме черт сонатного allegro и сонатно-симфонического цикла, характерное для жанра симфонической поэмы. Программность явилась большим завоеванием муз. искусства, стимулировала поиски новых выразит. средств, обогатила круг образов муз. произв. м. известна с глубокой древности. Среди программных произв. 18 в.: клавесинные миниатюры Ф. Куперена, Ж. Ф. Рамо, "Каприччо на отъезд возлюбленного брата" И. С. Баха. Ряд программных произв. создан Л. Бетховеном - "Пасторальная симфония", увертюры "Эгмонт", "Кориолан" и др. Расцвет П. м. в 19 в. во многом связан с муз. романтизмом, провозгласившим лозунг обновления музыки с помощью единения её с поэзией. Среди программных произв. композиторов-романтиков: "Фантастическая симфония" и симфония "Гарольд в Италии" Берлиоза, симфонии "Фауст", "К "Божественной комедии" Данте", симф. поэмы "Тассо", "Прелюды" и др. Листа. Крупный вклад в П. м. внесли рус. композиторы-классики. Большой известностью пользуются симф. картина "Иванова ночь на Лысой горе", фп. цикл "Картинки с выставки" Мусоргского, симф. сюита "Антар" Римского-Корсакова, симфония "Манфред", увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта", фантазия для орк. "Франческа да Римини" Чайковского и др. П. м. писали А. К. Глазунов, А. К. Лядов, А. Н. Скрябин, С. В. Рахманинов и др. Нац. традиции в области П. м. нашли своё продолжение и развитие и в творчестве сов. композиторов - Н. Я. Мясковского, Д. Д. Шостаковича и др.
Шостакович Д., О подлинной и мнимой программности, "СМ", 1951, № 5; Чайковский П. И., О программной музыке, М.-Л., 1952; Арановский М. Г., Что такое программная музыка?, М., 1962; Хохлов Ю., О муз. программности, М., 1963; Бобровский В. П., Программный симфонизм Шостаковича, в сб.: Музыка и современность, в. 3, 5, М., 1965-67; Тюлин Ю. Н., О программности в произв. Шопена, М., 1968; Dahlhaus С., Die Idee der absoluten Musik, Lpz., 1979. Ю. Н. Хохлов.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь