на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ПРОИЗВЕДЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ (нем. Werk; франц. oeuvre; итал. opera; англ/ work) - 1) в широком смысле - всякая муз. пьеса, в т. ч. нар. песня или инстр. импровизация. 2) Категория муз. эстетики, обозначающая ограниченный историческими и культурными рамками результат комп. деятельности. П. м. свойственны внутр. завершённость и мотивированность целого, индивидуализированность содержания и формы, за которыми стоит неповторимая личность автора, детальная фиксация в нотной записи, предполагающая искусство исполнит/ интерпретации. П. м. как понятие и как способ существования музыки откристаллизовалось сравнительно поздно. Ещё И. Г. Гердер и В. Гумбольдт считали законченность не свойственной музыке, определяя сущность последней понятием "деятельность" (Opus, Energia, Tatigkeit), а не "произведение" (Ergon, Werk). За подобным воззрением стояла длительная традиция осознания процессуальноcти искусства звуков; Адама из Фульды (1490) "преходящесть" муз. времени заставила назвать музыку "размышлением о смерти"; А. Бонавентура считал, что муз. опус может быть "красивым и полезным" (pulchurum et utile), но не "законченным" (stabile). Позднее, когда нотный текст в обществ. сознании был отождествлён с результатом комп. деятельности, появилось представление о завершённости звукового целого. Для муз. авангардизма характерен разрыв с традицией П. м.; оно заменяется "открытой формой", "событием", "акцией". Одновременно П. м. как индивидуальная целостность распадается в стереотипном, "конвейерном" производстве опусов, представляющих массовую муз. культуру (см. Шлягер). Распад П. м. роднит элитарные и массовые направления зап.-европ. и амер. муз. практики.
Назайкинский Е. В., Логика муз. композиции, М., 1982; Чередниченко Т., Композиция и интерпретация: три среза проблемы, в кн.: Муз. испол-нительство и современность, в. 1, М., 1988; Dahlhaus С., Musikasthetik, К81п, (1967]; Lissa Z., AufsStze zur Musikasthetik, В., 1969. Т. В. Чередниченко.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь