на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ПРОИЗВОДНЫЕ ЛАДЫ - лады, образованные смещением устоя с 1 ступени обычного лада (мажора, гармонич. минора) на к.-л. другую. В 19 в. в качестве П. л. нередко оказывались особые диатонич. лады - дорийский, фригийский, миксолидийский (напр., мажором "с древними каденциями" на II, III, V ступенях Н. А. Римский-Корсаков считал лады в "Снегурочке"). Фригийский лад fis в песне Лумира из "Млады" Римского-Корсакова содержит признаки D-dur с кадансированием на III ступени, фригийский лад е в хоре раскольников из "Хованщины" - признаки эолийского а с устоем на V ступени. К П. л. относится и доминантовып лад. В 20 в. нередко П. л. образуются более сложным способом, напр. as-moll вводится как П. л. от однотерцового G-dur (лад смещённой тоники на нII ступени). Ю.Н. Холопов. Д. Шостакович. 10-я симфония, 1-я часть.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь