на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ПРОЛОГ (от греч. - вступление, Предисловие) - вступит. часть драм., оперного или балетного спектакля. Известный со времён античности, П. получил широкое распространение в опере 17-18 вв. Как и в антич. театре, он не был сюжетно связан с осн. действием, а представлял собой вступит. аллегории, сцену (П. к "Коронации Поппеи" Монтеверди). В муз. театре 19 в. П. становится частью действия (П. к "Борису Годунову", "Фаусту", "Паяцам"), иногда - самостоятельным произв. (опера "Золото Рейна" выполняет функцию П. в тетралогии "Кольцо нибелунга" Вагнера, опера "Боярыня Вера Шелога" - П. к опере "Псковитянка" Римского-Корсакова). В опере 20 в. П. встречается реже ("Любовь к трём апельсинам" Прокофьева, "Лулу" Берга, "Заключённый" Даллапикколы).

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь