на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ПРОСТЫЕ ФОРМЫ - муз. формы из 2 или 3 частей (возможны повторения), каждая из которых не сложнее периода. Возникли в песенной н танц. музыке в 13 в. (др. назв. - песенные формы; см. Форма музыкальная). Широко распространены поныне типы гомофонных П. ф., выработанные композиторами венской классической школы. Используются в вок. и инстр. музыке как формы самостоят. произв., формы изложения темы, а также частей более крупных и сложных форм. П. ф. различают по количеству частей на 2- и 3-частные, по виду 2-й части - на развивающие и контрастные; возможны вступление и кода. 1-я часть П. ф. - всегда период (обычно нормативный квадратный). 2-я развивающая часть 2-частной формы объединяет в себе функцию развития и завершения. По характеру завершения 2-частные П. ф. разделяются на репризные (при возвращении одного из предложений начального периода, напр. песня "Любимый цвет" Шуберта) и беэрепризные (тема 3-й части 30-й фп. сонаты Бетховена). В вок. соч. с припевом 2-я часть - обычно контрастная и в форме периода (характерно для массовых жанров). 3-частная П. ф., как правило, имеет середину развивающего типа, для которой характерны тональко-гармонич. неустойчивость и мотивное развитие (1-я часть скерцо 3-й фп. сонаты Бетховена). Контрастная середина на новой теме бывает устойчивой (период в пьесе "Патер Лоренцо" из фп. цикла "Ромео и Джульетта" Прокофьева) и неустойчивой (предложение, развитие и предыкт в "Отзвуках театра" Шумана); наличие контраста роднит 3-частную П. ф. со сложной. 3-я часть 3-частных П. ф. за редким исключением представляет собой ясно выделенную репризу (часто изменённую). Мн. формы, которые в равной мере можно отнести и к 3-частной и к 2-частной репризной П. ф., принято называть простыми репризными формами (1-я часть Andante 15-й фп. сонаты Бетховена). 3-частная П. ф. имеет неск. разновидностей: трёхпятичастная, образующаяся от повторения середины и репризы, иногда с незначит. изменениями (Муз. момент h-moll Рахманинова); двойная трёхчастная - подобная трёхпятичастной, но с гармонич. и структурными изменениями, сближающими форму с рондообразной (3-й ноктюрн Листа); 3-частная форма с тональной репризой (Ариозо Онегина из оперы "Евгений Онегин"). В 3-частных П. ф. возникают черты сонатности при транспозиции в репризе дополнения к модулирующему начальному периоду (трио 3-й части симфонии g-moll K.-V. 550 Моцарта) или при транспонированном воспроизведении в коде материала середины (А. Н. Скрябин, поэма для фп. ср. 32 № 1).
См. лит. при ст. Форма музыкальная.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь