на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ПСАЛМЫ (от греч. - хвалебная песнь) - др.-евр. религ. песнопения, составляющие Псалтирь. Тексты П. легли в основу муз. композиций разл. видов. П. перешли в христ. богослужение вместе с традицией исполнения в речитативной (псалмодической) манере с согласованием синтаксич. и акцентного строения текста со структурой Псалом 2-й. Из книги "Vesperarum precum officia", 1540. напева - псалмовых тонов (см. Псалмодия). В визант. богослужении П., как правило, не пелись целиком; их тексты часто изменялись или служили источником для небиблейской поэзии. В зап.-европ. хорале сохранялся канонич. текст. Традиция одногол. исполнения П. существовала до сер. 2-го тыс. В кон. 15 в. появились многогол. П. Наиб. простой техникой соч. многогол. П. был фобурдон с cantus firmus в сопрано (Италия, Франция, Испания) или теноре (Германия). Итал. псалмовые композиции в соответствии с двухчастным строением стиха нередко исполнялись либо двумя хорами, либо соло и хором, иногда - в сопр. инструментов (органа или лютней). Полифонич. композиции, гл. обр. в форме мотета, появились в 16 в.; вершинные достижения - в творчестве Жоскена Депре, О. Лассо, Т. Штольцера, Л. Зенфля. Наряду с практикой исполнения П. одним и двумя хорами в Италии возникла многохорная композиция (salmi spezzati у Дж. Габриели и К. Монтеверди). Включение инструментов (часто облигатных) привело в нач. 17 в. к конц. типу изложения (salmi concertati). Псалмовые композиции в Англии известны под назв. антемов. Многогол. П. создали также Палестрина, Г. Шютц, И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, Б. Марчелло, Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон, Ф. Лист, И. Брамс, М. Регер, А. Шёнберг, И. Ф. Стравинский, К. Пендерецкий и др.
Mowinckel S., Psalmenstudien, Bd 1-4, Kristiania, 1921-24; Avenarу H., Formal structure of psalms and canticles in early Jewish and Christian chant, "Musica discipline", 1953, v. 7; Engelbrecht Chr., Die Psalmvertonung im 20. Jahrhundert, в сб.: Gestalt und Glaube. Festschrift fur O. Sohngen, zum 60. Ceburtstag, Witten, 1960; Finsсher L., Zur Cantus-Firmus-Behandlung in der Psalm-Motette der Josquinzeit, в сб.: H. Albrecht in memoriam, Kas., 1962; Fisсher К. von, Die Psalmkompositionen in Rom um 1600 (1570-1630), Regensburg, 1979. Г. Лебедева.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь