на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ПСИХОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ - дисциплина, изучающая психологич. условия, механизмы и закономерности муз. деятельности человека, а также их влияние на строение муз. речи, на формирование и историч. эволюцию муз. средств и особенностей их функционирования. П. м., будучи пограничной областью музыковедения, тесно соприкасается с философией и долгое время развивалась в рамках общей психологии и эстетики музыкальной. П. м. охватывает все виды музыкальной и связанной с музыкой деятельности - сочинение музыки, исполнение, восприятие, музыковедческий анализ, муз. воспитание. Широта предмета П. м. обусловливает множественность ракурсов исследования. Для изучения творч. процесса композитора важен анализ рукописей (запечатлевающих ход работы над соч.) и самонаблюдений (письма, мемуары); исследования исполнит. слуха опираются на аппаратурные измерения; для социальной психологии особое значение приобрели методы опроса и анкетирования; изучение специфики муз. мышления опирается на методы многих наук, вплоть до нейропсихологии. Выделение П. м. в самостоят. дисциплину осуществилось в сер. 19 в. в связи с достижениями экспериментальной психофизиологии и разработкой теории слуха в трудах Г. Гельмгольца. Большой вклад в развитие П. м. внесли заруб. учёные - Э. Мах, К. Штумпф, Л. Мейер, О. Абрахам, В. Кёлер, В. Вундт, Г. Ревес и др.; в СССР проблемы психологии слуха разрабатывались в трудах Н. А. Гарбузова, Б. М. Теплова, А. А. Володина, Ю. Н. Рагса и др. Вопросами психологии муз. восприятия занимались Э. Курт, А. Веллек, С. Н. Беляева-Экземплярская, Е. В. Назайкинский. Муз.-пед. психологии посвящены исследования Б. Эндрю, Ш. Ковача, Т. Ламма, К. Сишора, П. Михеля, а также С. М. Майкапара, Е. А. Мальцевой, Б. М. Теплова и др. В сер. 20 в. особую актуальность приобрели проблемы социальной психологии (см. Социология музыки) в работах заруб. (П. Фарнсуорт, А. Софэк, А. Зильберман, Г. Бесселер) и сов. (С. Н. Беляева-Экземплярская, А. Г. Костюк, А. Н. Сохор, В. С. Цукерман и др.) учёных.
Теплов Б. М., Психология муз. способностей, М.-Л., 1947; его же, Избр. труды, т. 1-2, М., 1985; Назайкинский Е. В., О психологии муз. восприятия, М., 1972; Цукерман В. С., Музыка и слушатель, М., 1972; Блинова М., Муз. творчесво и закономерности высшей нервной деятельности, Л., 1974; Проблемы муз. мышления. Сб. ст., М., 1974; Медушевский В. В., О закономерностях и средствах художеств, воздействия музыки, М., 1976; Восприятие музыки. Сб. ст., М., 1980; Helmholtz H., Die Lehre von den Tonempfindungen ate physiologische Grundlage ftir die Theorie der Musik, Braunschweig, 1863; S I u m p f K., Tonpsychologie, Bd 1-2, Lpz., 1883-90; Кurth E., Musikpsychologie, В., 1931; Music and the brain, L., [1977]; Davies J. В., The psychology of music, L. - [a. o.], 1978.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
П..

ЭТНОГРАФИЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ

Музыкальный словарь ver16