на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ПУАНТИЛИЗМ (франц. pointillisme, от point - точка) - один из методов совр. композиции. Муз. ткань создаётся не из соединения мелодия, линий или аккордов, а из "точек"-звуков (также двузвучий, иногда - "точек" -аккордов), разъединённых паузами и (или) скачками: В. Денисов. "Изолированные точки в пространстве" (окончание пьесы). В аналитических целях выписан счёт времени. К П. не относятся гокет, темы, изложенные staccato (напр., в финале 3-й симф. Бетховена), где все звуки связаны одной линией развёртывания модального или тонального лада. Специфика П. - в оперировании фактором плотности (сгущением или разрежением ткани совместно с регистровыми, тембровыми, динамическими, темповыми и ритмич. параметрами звукового поля) как способом артикуляции формы. Родоначальником П. принято считать А. Веберна (напр., 2-я часть Вариаций ор. 27). Наибольшее распространение П. получил во 2-й пол. 20 в., в частности при сериализации ряда параметров ("Контрапункты" Штокхаузена, "Структуры" для 2 фп. Булеза; см. Сериальность). Ю. Н. Холопов.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь