на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ПУТЕВОЙ РАСПЕВ - певч. стиль, распространённый в др.-рус. муз. культуре наряду со знаменным распевом и демественным распевом. Возник в последней четв. 15 в. До сер. 16 в. применялся в Стихираре, затем также в Обиходе. Первое время записывался знаменной нотацией ("путь столповой") и играл второстепенную роль по сравнению со знаменным распевом. В сер. 80-х гг. 16 в. возникла оригинальная путевая нотация ("путь путевой"), с которой сосуществовала и знаменная. Репертуар П. р. совпадал с репертуаром знаменного распева. В кон. 16 в. П. р. стал самостоятельной, развитой ветвью др.-рус. певч. искусства, отличаясь большей торжественностью, распевностью и плавностью. Мелодику П. р. образует совокупность канонич. мелодич. формул, подчинённых системе осмогласия. Вершина развития П. р. - кон. 16 - 1-я пол. 17 вв. В нач. 17 в. были созданы первые путевые азбуки музыкальные, возникла специфич. терминология, определяющая принадлежность песнопений П. р, ("пут", "путной", "путем"). Во 2-й пол. 17 в. П. р. начал выходить из употребления. Незначит. количество путевых напевов, записанных "путем столповым", сохранилось в старообрядческих рукописях 18-20 вв.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь