на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ШЁНБЕРГ (Schönberg) Арнольд (1874 - 1951) - австр. композитор, педагог, муз. теоретик, дирижёр, художник. Глава новой венской школы. Формированию Ш. как проф. музыканта способствовали муз. традиции семьи, изучение классич. наследия, занятия с А. Цемлинским. С 1895 дирижёр (в т. ч. руководитель хора рабочих-металлистов в Штоккерау близ Вены), затем преподаватель теории и композиции в консерватории Штерна в Берлине. В 1903 - 24 жил гл. обр. в Вене. С 1925 проф. композиции в Прусской академии искусств в Берлине. В 1933 эмигрировал; с 1934 жил в Лос-Анджелесе (работал как композитор и педагог). Среди учеников: А. Берг, А. Веберн, X. Эйслер, Э. Веллес, X. Э. Апостель, Г. Кауэлл. Автор муз. -теоретич. работ и критич. статей. Творчество Ш. - одного из крупнейших композиторов 20 в. - сформировалось под воздействием эстетики символизма, австро-нем. позднего романтизма и экспрессионизма и ярко выразило противоречивость совр. эпохи. Его творч. путь - образец непрестанных поисков в области муз. языка и средств выразительности. Обновление традиц. норм и приёмов композиц. техники обусловлено своеобразием содержания, образного строя музыки Ш. Социально-историч. действительность преломилась в искусстве композитора сквозь призму остро субъективного, трагич. мировосприятия, порождённого социальными катаклизмами 20 в. Ш. - основатель метода додекафонии, являющегося закономерным результатом упорядочения атональности в строгую систему композиции. Целенаправленно проводя этот метод в своём творчестве, Ш., однако, не декларировал его в своих работах по муз. теории. В муз. -критич. статьях Ш. подчёркивал связь своего метода с традициями нем. муз. классики и подчинённость художеств. задачам. В соч. "романтического" периода (1897 - 1908; струн. секстет "Просветлённая ночь", симф. поэма "Пеллеас и Мелизанда", кантата "Песни Гурре" и др.) Ш. ещё следовал традициям И. Брамса, Р. Вагнера, Г. Малера, Р. Штрауса. Но уже и здесь проступало стремление к предельной хроматизации гармонии, сплошной полифонизации и тематизации муз. ткани, повышению экспрессивного накала музыки. Эти тенденции привели Ш. к использованию атональности в соч. (3 фп. пьесы, 5 орк. пьес, монодрама "Ожидание", все - 1909), ознаменовавших начало "атонального" периода (до 1920). Экспрессионистич. черты обострились в соч. этого времени (атмосфера страха и тревожных предчувствий в монодраме "Ожидание", порывы экзальтации, гротескная деформированность образов в цикле мелодрам "Лунный Пьеро", 1912). Для передачи разл. психич. состояний (начиная с "Лунного Пьеро") Ш. постоянно использовал новые приёмы мелодекламации и т. н. речевого пения (Sprechstimme, Sprechgesang), получившие распространение в вок. музыке 20 в. Продолжая в атональных соч. поиск строгого организующего принципа в звуковысотности и форме, Ш. в Сюите для фп. (1921 - 23) впервые полностью реализует метод додекафонии. В последующих соч. "додекафонного" периода (после 1920; Вариации для орк., 1928; 3-й и 4-й струн. квартеты, 1927, 1936; концерты - для скр. с орк., 1936, для фп. с орк., 1942) Ш. развил свою композиц. технику, гибко сочетая её с тональным письмом и классич. формами (рондо, вариации, сонатная и полифонич. формы), достигая высокого контрапунктич. мастерства и изобретательности в варьировании муз. материала. Откликом на события 2-й мировой войны 1939 - 45 стали драматичные "Ода Наполеону" (1942) и кантата "Уцелевший из Варшавы" (1947), проникнутые гуманистич. протестом. В неоконч. соч. Ш. на библейские сюжеты (оратория "Лестница Иакова" и опера "Моисей и Аарон") в форме религ. притчи выражены острые нравственно-философские коллизии. Творчеству и эстетике Ш. свойственна противоречивость (сочетание радикального новаторства в муз. средствах со стремлением следовать классич. традициям, высокой эмоц. возбуждённости музыки с её рационалистич. конструктивизмом, мрачно-трагич. колорита с большой этич. и эстетич. силой воздействия), отражающая раздвоенность сознания и мировоззрения композитора. Творчество Ш. оказало значит. влияние на муз. искусство 20 в.; разработанный им метод стимулировал развитие муз. сериализма (см. Сериальность, Серийная техника. Серия). Оперы - Счастливая рука (1913, Вена), монодрама Ожидание (1909; пост. 1924, Прага), С сегодня на завтра (1929; пост. 1930, Франкфурт-на-Майне), Моисей и Аарон (1932, не окончена; 1954, радио Гамбурга; пост. 1957, Цюрих);для солистов, хора и орк. - оратория Лестница Иакова (неоконч.); кантаты - Песни Гурре (1911), Уцелевший из Варшавы (1947) и др.; для голоса с инстр. ансамблем - Побеги сердца (1911), Лунный Пьеро (1912), Ода Наполеону (1942); для орк. - симф. поэма Пеллеас и Мелиэанда (1903; 2-я ред. 1918), 2 камерные симфонии (1906, 1939) и др.; концерты с орк. - для скр. (1936), для фп. (1942); кам. -инстр. ансамбли - Фантазия для скр. и фп. (1949), струн. трио (1946), 4 струн. квартета (1905 - 36), квинтет для дух. инстр. (1924), струн. секстет Просветлённая ночь(1899) и др.; для голоса с фп. - 15 стихотворений из "Книги висячих садов" (1909), песни, баллады; для хора a cappella - Мир на земле(1907), 3 нем. нар. песни 15 - 16 вв. (1928), Трижды по тысяче лет (1949), De profundis (1950) и др.; пьесы для фп.; обработки соч. др. авторов. A Gesamtausgabe, АЫ. 1 - 8, W. - Mainz, 1966 - 88 - (вышло 19 тт. разл. серий).

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь