на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ШВЕЙЦАРИИ МУЗЫКА. В нар. музыке выделяется жанр альпийских горцев - йодль, инстр. пастушьи наигрыши, а также патриотич. песня (13 - 16 вв.), гл. обр. антифеодальные. Среди нар. инструментов: свистулька, альпийский рожок. Проф. Ш. м. зародилась ок. 10 в. как церковная и культивировалась в монастырях, гл. обр. в Санкт-Галленском, одном из крупнейших муз. центров ср. -век. Европы. В 13 - 14 вв. распространяется светская музыка миннезингеров и трубадуров. С 14 в. в связи с демократич. подъёмом начинает развиваться нац. муз. культура. К 16 в. относится деятельность комп. X. Коттера, Л. Зенфля, Л. Буржуа, муз. теоретика Глареана и др. В 17 в. появляются первые коллегиум музикум в Цюрихе, Винтертуре. В 18 в. получают распространение светские муз. жанры (увертюры и трио-сонаты Э. Альбикастро, оперы-буффа, зингшпили И. Майера фон Шауэнзе и др.). В 1-й пол. 19 в. видные швейц. музыканты были также педагогами, руководителями хор. обществ, школ и др., в т. ч. педагог и комп. X. Г. Негели (основатель Певч. института; Певч. объединения Цюриха, ныне - Муж. хор Цюриха; муз. издательства, ныне - Изд-во "Хуг"), пианист и комп. Ф. К. Шнидер фон Вартензе, В. Баумгартнер (муз. директор Цюрихского университета), комп. Ф. Т. Фрилих, пианист Ш. С. Бови-Лисберг, композитор, дирижёр, пианист Г. Вебер. В 19 в. возникают мн. проф. и любительские хоры, симф. орк. (в т. ч. Цюрихский, 1862), консерватории (в Базеле, Цюрихе и др.). В 1900 создан Союз швейц. музыкантов (Цюрих). Среди видных швейц. музыкантов кон. 19 - нач. 20 вв.: скрипач, дирижёр, комп. Ф. Хегар, педагог, комп. X. Хубер, комп. Э. Жак-Далькроз (создатель системы ритмич. воспитания). В нач. 20 в. в Ш. м. в значит. степени обозначилась нац. дифференциация муз. искусства, обусловленная особенностями историч. развития Швейцарии по языковым регионам: композиторы т. н. нем. Швейцарии - О. Шёк, Г. Зутер, Ф. Андре, К. Бек, В. Фогель, Р. Кельтерборн, В. Буркхард, Г. Зутермейстер, Ж. Вильдбергер; франц. Швейцарии - педагог и комп. Э. Жак-Далькроз, комп. Г. Доре, Ф. Мартен, Ж. Ф. Цбинден, А. Ганьебен, дирижёр Э. Ансерме; с романской Швейцарией связана деятельность Р. д'Алессандро; с итальянской - О. Нуссио, К. Ф. Семини, Г. Жиюфре. Среди швейц. музыковедов: А. Мозер, К. Неф, Ж. Хандшин, Э. Курт. Произв. швейц. композиторов 1920 - 30-х гг. свойственны черты позднего романтизма и импрессионизма. С кон. 40-х гг. проявляется влияние авангардизма, усиливается интерес к джазу, мн. швейц. композиторы обращаются к серийной технике (В. Фогель, Р. Либерман). После 1945 муз. . жизнь Швейцарии значительно активизировалась: здесь сосредоточились мн. междунар. муз. организации (Междунар. музыковедч. общество в Базеле, Европ. ассоциация муз. фестивалей в Женеве и др.). Среди исполнителей: дирижёры - Э. Аппиа, С. Варвизо, П. Захер; органисты - К. В. Зенн, К. Функе; пианисты - Э. Фишер, П. Баумгартнер, Н. Магалов; певицы - Л. Дел л а Каса, Э. Матис. В Швейцарии функционируют (1988): оперные театры в Берне, Цюрихе, Муниципальный театр в Базеле; оперные труппы в Базеле, Берне, Цюрихе, Люцерне, Санкт-Галлене и др.; ок. 10 симф. оркестров (крупнейший - орк. Романской Швейцарии, 1918); кам. оркестры - Базельский (1926), Лозаннский (1945) и др.; кам. -инстр. и хор. коллективы, в т. ч. Цюрихский Баховский хор; консерватории в Берне, Лозанне, Женеве, Цюрихе, Базеле (там же - Академия музыки и "Схола канторум"); муз. ф-ты в университетах Женевы и Цюриха. Муз. жизнь Швейцарии координирует Швейц. муз. совет (1964).

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь