на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ШУБЕРТ (Schubert) Франц (1797 - 1828) - австрийский композитор. Род. в семье школьного учителя. В 1808 - 12 был певчим Венской придв. капеллы. Воспитывался в венском конвикте, где обучался генерал-басу у В. Ружички, контрапункту и композиции (до 1816) у А. Сальери. В 1814 - 18 пом. учителя в школе отца. К 1816 Ш. создал св. 250 песен (в т. ч. на сл. И. В. Гёте - "Гретхен за прялкой", 1814, "Лесной царь", "Вознице Кроносу", обе - 1815), 4 зингшпиля, 3 симфонии и др. Вокруг Ш. сложился кружок друзей - поклонников его творчества (в их числе - чиновник И. Шпаун, поэт-любитель Ф. Шобер, поэт И. Майрхофер, поэт и комедиограф Э. Бауэрнфельд, художники М. Швинд и Л. Купельвизер, певец И. М. Фогль, ставший пропагандистом его песен). Как учитель музыки дочерей графа И. Эс-терхази Ш. побывал в Венгрии (1818 и 1824), вместе с Фоглем ездил в Верх. Австрию и Зальцбург (1819,1823, 1825), посетил Грац (1827). Признание пришло к Ш. лишь в 20-х гг. В 1828, за неск. месяцев до смерти Ш., в Вене состоялся его авторский концерт, прошедший с большим успехом. Почётный чл. Штирийского и Линце кого муз. союзов (1823). - первый крупный предст. муз. романтизма, выразивший, по словам Б. В. Асафьева, "радости и скорби жизни" так, "как их чувствуют и хотели бы передать большинство людей". Важнейшее место в творчестве Ш. занимает песня для голоса с фп. (нем. Lied, ок. 600). Один из крупнейших мелодистов, Ш. реформировал жанр песни, наделив его глубоким содержанием. Обогатив прежние песенные формы - простую и варьированную строфическую, репризную, рапсодическую, многочастную, - Ш. создал и новый тип песни сквозного развития (с объединяющим в целое варьируемым мотивом в партии фп.), а также первые высокохудожеств. образцы вок. цикла. В песнях Ш. использованы стихотворения ок. 100 поэтов, прежде всего Гёте (ок. 70 песен), Ф. Шиллера (св. 40; "Группа из Тартара", "Жалоба девушки"), В. Мюллера (циклы "Прекрасная мельничиха" и "Зимний путь"), И. Майрхофера (47 песен; "Гребец"); среди др. поэтов - Д. Шубарт ("Форель"), Ф. Л. Штольбсрг ("Баркарола"), М. Клаудиус ("Девушка и Смерть"), Г. Ф. Шмидт ("Скиталец"), Л. Рельштаб ("Вечерняя серенада", "Приют"), Ф. Рюккерт ("Привет", "Ты мой покой"), У. Шекспир ("Утренняя серенада"), В. Скотт ("Ave Maria"). Ш. принадлежат квартеты для муж. и жен. голосов, 6 месс, кантаты, оратории и др. Из музыки для муз. театра известность приобрели лишь увертюра и танцы к пьесе "Розамунда, княгиня Кипрская" В. Шези (1823). В инстр. музыке Ш., основанной на традициях композиторов венской классической школы, большое значение приобрёл тематизм песенного типа. Композитор стремился сохранить напевную лирич. тему как целое, давая ей новое освещение с помощью тональной перекраски, тембрового и фактурного варьирования. Из 9 симфоний Ш. 6 ранних (1813 - 18) ещё близки соч. венских классиков, хотя и отличаются романтич. свежестью, непосредственностью. Вершинными образцами романтич. симфонизма являются лирико-драм. 2-частная "Неоконченная симфония" (1822) и величественная героико-эпич. "Большая" симфония C-dur (1825 - 28). Из орк. увертюр Ш. наиб. популярны две в "итал. стиле" (1817). Ш. - автор глубоких
значительных по содержанию кам. -инстр. ансамблей (один из лучших - фп. квинтет "Форель"), ряд из которых написан для домашнего музицирозания. Фп. музыка - важная область творчества Ш. Испытав влияние Л. Бетховена, Ш. заложил традицию свободной романтич. трактовки жанра фп. сонаты. Фп. фантазия "Скиталец" также предвосхищает "поэмные" формы романтиков (в частности, структуру некоторых симф. поэм Ф. Листа). Экспромты и муз. моменты Ш. - первые романтич. миниатюры, близкие соч. Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Листа. Фп. вальсы, лендлеры, "нем. танцы", экосезы, галопы и др. отразили стремление композитора к поэтизации танц. жанров. К той же традиции домашнего музицирования восходят мн. соч. Ш. для фп. в 4 руки, в т. ч. "Венгерский дивертисмент" (1824), фантазия (1828), вариации, полонезы, марши. Творчество Ш. связано с австр. нар. искусством, с бытовой музыкой Вены, хотя он редко использовал в соч. подлинные нар. -песенные темы. Композитор претворил также и особенности муз. фольклора живших на территории Австр. империи венгров, славян. Большое значение в его музыке имеют колорит, красочность, досигаемые с помощью оркестровки, обогащения гармонии побочными трезвучиями, сближения одиоим. мажора и минора, широкого применения отклонений и модуляций, использования вариац. развития. При жизни Ш. получили известность гл. обр. его песни. Мн. крупные инстр. соч. были исполнены лишь через десятилетия после его смерти ("Большая" симфония прозвучала в 1839, под упр. Ф. Мендельсона; "Неоконченная симфония" - в 1865). Оперы - Альфонсо и Эстрелла (1822;пост. 1854, Веймар), Фьерабрас (1823; пост. 1897, Карлсруэ), 3 незавершённые, в т. ч. Граф фон Гляйхен, и др.; эингшпнли (7), в т. ч. Клаудана фон Внлла Белла (на текст Гёте, 1815, сохранило первый из 3 актов; пост. 1978, Вена), Братья-близнецы (1820, Вена), Заговорщицы, или Домашняя война (1823; пост. 1861, Франхфурт-на-Майне); музыка к пьесаи - Волшебная арфа (1320, Вена), Розамунда. . . (1823, там же); для солистов, хора н орк. - 7 месс (1814 - 28), Нем. реквием (1818), магннфикат (1815), офферторин н др. дух. соч., оратории, кантаты, в т. ч. Победная песнь Мирьям (1828); для орк. - симфонии (1813; 1815; 1815; Трагнч., 1816; 1816; Малая C-dur, 1818; 1821, незавершённая; Неоконч., 1822; Большая C-dur, 1828), 8 увертюр; кам. -инстр. ансамбли - 4 сонаты (1816 - 17), фантазия (1827) для скр. и фп.; соната для арпеджионе и фп. (1824), 2 фп. трио (1827, 1828?), 2 струн. трио (1816, 1817), 14 или 16 струн. квартетов (1811 - 26), фп. квинтет Форель (18197), струн. квинтет (1828), октет для струнных и духовых (1824) и др.; для фп. в 2 руки - 23 сонаты (в т. ч. 6 незавершённых; 1815 - 28), фантазии (Скиталец, 1822, и др.), 11 экспромтов (1827 - 28), 6 муз. моментов (1823 - 28), рондо, вариации и др. пьесы, св. 400 танцев (вальсы, лендлеры, нем. танцы, менуэты, экосезы, галопы и др.; 1812 - 27); для фп. в 4 руки - сонаты, увертюры, фантазии, Венгерский дивертисмент (1824), рондо, вариации, полонезы, марши н др.; вок. ансамбли для муж., жен. голосов и смеш. составов с сопр. и без сопр.; песни для голоса с фп., в т. ч. циклы Прекрасная мельничиха (1823) и Зимний путь (1827), сб. Лебединая песня (1828). Werke. Kritisch durchgesehene Gesammtausgabe, Ser. 1 - 21, Bd 1 - 41, Lpz., 1884 - 97, факс, переизд, - N. V. - Wiesbaden, 1965 - 69; Neue Ausgabe samtlicher Werke, Ser. 1 - 8, Kas. - [u. a. ], 1964 - 89 (вышло 29 тт. разл. серия). О D e u I s с h О. Е., F. Schubert. Thematisches Verzekhnis seiner Werke. . . Neuausgabe. . ., Kas. - [u. a. ], 1978 (Neue Ausgabc samtlicher Werke, Ser. 8, Bd 4); Werkverzeichnis, Munch., 1983.
P. Schubert. Die Dokumente seines Lebens und Schaffens, hrsg. von O. E. Deutsch, Bd 3. Sein Uben in Bildern, Lpz., 1913; P. Schubert. Die Dokumente seines Lebens, gesammelt und erlutert von О. Е. Deutsch, Lpz 1964.
Венок Шуберту. . . Этюды и материалы, М" 1928; Глазунов А. К., Ф. Шуберт, Л., 1928; Даме В., Шуберт, пер. с нем., М., 1928; Конен В., Шуберт, М., 51959; Жизнь Ф. Шуберта в документах, М., 1963; Воспоминания о Шуберте, М., 1964; Гольдшмидт Г., Ф. Шуберт, Жизненный путь, [пер. с нем. ]. !М., 1968; Хохлов Ю., О последнем периоде творчества Шуберта, М., 1968; его же, Шуберт. Нек-рые проблемы творч. биографии, М., 1972; его же, Ф. Шуберт. Жизнь и творчество в материалах и документах, М., 1978 его же, Песни Шуберта. Черты стиля, М., 1987; Фишер-Дискау Д., По следам песен Шуберта, [пер. с нем. ], в сб.: исполнит. искусство заруб. стран, в. 9, М., 1981; Вульфиус П., Ф. Шуберт, М., 1983; Einstein A., Schubert, N. Y., 1951; Vetter W, Der Klassiker Schubert, Lpz., (19531; Mies P., F. Schubert, Lpz., 1954; Brown M. J. E., Schubert. A critical biography, L., 1958; Schubert. Die Erinnerunsen seiner Freunde, hrsg. und erlaut. von O. E. Deutsch, 2Lpz., 1966; Reed J., Schubert. The final years, L., [19721; Schubert-KongreB Wien 1978. Bericht, Graz, 1979; Schubert studies; Problems of style chronology, Camb., 1982; Schubert: Critical and analytical studies, Lincoln - L., 1986. Ю. Н. Хохлов.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь