на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



РАВЕЛЬ (Ravel) Морис (1875-1937) - франц. композитор. В 1889-1905 занимался в Парижской конс., в т. ч. у Ш. В. де Берио (фп.), Г. Форе (композиция). Художник высокой культуры, Р. уделял особое внимание франц. литературе (как классич., так и современной) и живописи (увлекался импрессионистами). Он проявлял большой интерес к фольклору (франц., испанскому и др.). Существ. место в творчестве занимает испан. тематика (мать Р. - испано-баскского происх.; его педагог Берио был почитателем испан. искусства). Многое воспринял Р. от музыки Э. Шабрие, Э. Сати, особенно К. Дебюсси, а также рус. композиторов - А: П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова и особенно М. П. Мусоргского (работал совм. с И. Ф. Стравинским над партитурой "Хованщины" для пост. оперы в Париже, оркестровал "Картинки с выставки", в опере "Испанский час" Р., по его собств. словам, наследовал, принципам "Женитьбы" Мусоргского). Р. давал концерты как пианист и дирижёр, исполнял преим. свои соч. (в 20-х гг. совершил конц. турне по странам Европы и Сев. Америки), выступал с муз.-критич. статьями. Во время 1-й мировой войны 1914-1918 вступил добровольцем в действующую армию. Война вызвала к жизни глубоко драм. произв. Р., в т. ч. фп. концерт для левой руки, написанный по просьбе австр. пианиста П. Витгенштейна, потерявшего на фронте правую руку; погибшим друзьям он посв. фп. сюиту "Гробница Куперена" (1917). В последние годы жизни из-за тяжёлой прогрессирующей болезни (опухоль мозга) прекратил творч. деятельность. Ярчайший предст. мировой муз. культуры 1-й пол. 20 в., Р. продолжил и развил искания Дебюсси в области импрессионистич. звукописи, колористич. гармонии и оркестровки, экзотич. ритмики. Вместе с тем в ряде произв. проявились неоклассицистские тенденции. В творчестве Р. представлены разнообразные жанры: "Испанская рапсодия" (1907), "Вальс" (1920), а также "Болеро" (1928) для орк. - одна из вершин франц. симфонизма 20 в., опера "Испанский час" (1907), опера-балет "Дитя и волшебство" (1925) и др. Р. подвластна стихия танц. ритмов разных времён, что нашло отражение в "танцевальных" соч. - балет (хореография, симфония) "Дафнис и Хлоя" (на либр. М. М. Фокина, 1912), "Болеро", "Благородные и сентиментальные вальсы" (для фп., 1911) и др., а также в таких произв., как Соната для скр. и фп. (2-я часть - блюз), опера "Дитя и волшебство" (фокстрот Чайника и Чашечки) и др. Творч. открытия Р. в области гармонии, ритма, лада, оркестровки привели к новым стилистич. течениям в муз. искусстве 20 в. В 1975 в Лионе открыт конц. зал "Аудиториум М. Равеля". Оперы - Испанский час (1907, пост. 1911, Париж), Дитя и волшебство (опера-балет, 1925, Монте-Карло); балеты-Дафнис и Хлоя (хореографич. симфония, 1912, Париж), Моя матушка-гусыня (1912, там же); кантаты; для орк. - Испанская рапсодия (1907), Вальс (хореография, поэма, 1920), Болеро (1928) и др.; 2 концерта для фп. с орк. (1-й - для левой руки, 1930; 1931); кам.-инстр. ансамбли; для фп. - Павана усопшей инфанте, Сонатина, Игра воды, циклы Отражения, Ночной Гаспар (также под назв. Призраки ночи), Благородные и сентиментальные вальсы, сюита Гробница Куперена и др.; для скр. с фп. - конц. фантазия Цыганка (1924; также с орк.); произв. для хора, для голоса с орк. или с инстр. ансамблем, для голоса с фп.; оркестровка и перелож. для 2 фп. произв. др. авторов, и др.
Статьи и рецензии композиторов Франции. Кон. XIX - нач. XX вв., [пер. с франц.], Л., 1972.
Прокофьев С. С., М. Равель, в сб.: С. С. Прокофьев. Материалы, документы, воспоминания, М., 1961; Цыпин Г. М., М. Равель, М., 1959; Крейн Ю., Симф. произв. М. Равеля, М., 1962; его же, Кам.-инстр. ансамбли Дебюсси и Равеля, М., 1966; Косачева Р., М. Равель и его рус. контакты, в сб.: Из истории заруб. музыки, М., 1971; Ступель А., М. Равель, 3Л., 1975; Смирнов В., Равель, в кн.: Музыка XX в. Очерки, ч. 2, кн. 2, М., 1977; Мартынов И. И., М. Равель, М., 1979; Кокто Ж., Портреты-воспоминания, пер. с франц., М., 1985; Жерар М., Шалю Р. [сост.], Равель в зеркале своих писем, пер. с франц., 2Л., 1988. И. А. Медведева.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
Р..

ПОЛЬКА

ПОМЕТЫ

ПОПОВА

ПОППЕР

ПОРТЕР

ПРЕМИИ

ПРИБИК

ПРИМОВ

ПРИПЕВ

ПРОЛОГ

ПСАЛМЫ

ПУЛЕНК

ПУССЁР

ПУШКОВ

ПХАЧИЧ

ПЬЕРНЕ

ПЬЯВКО

РRЕSТО

РААБЕН

РАЗВОД

РАЗМЕР

РАИЧИЧ

РАЙКОВ

РАЙНЕР

РАЙЧЕВ

РАМАНС

РАМОВШ

РАПГОФ

РАПСОД

РАСПЕВ

РАУПАХ

РАУТИО

РАХЛИН

РЕБАНЕ

РЕГАЛЬ

РЕГЕНТ

РЕДЛИХ

РЕЗВОЙ

РЕЗНИК

Музыкальный словарь ver16