на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



РАМО (Rameau) Жан Филипп (1683-1764) - франц. композитор, муз. теоретик, педагог. В 1702-38 церк. органист (в 1706-1709 и в 1722-38 в Париже). Публиковал муз.-теоретич. труды, занимался муз.-пед. работой. Мн. годы рук. частным орк. мецената А. Ла Пуплиньера, с 1745 придв. композитор. В творчестве Р. - крупнейшего франц. композитора 18 в. - нашли претворение характерные для франц. музыки того времени оперно-балетные жанры и клавесинная миниатюра. В 1706-47 создал св. 40 сольных клавесинных и ок. 20 конц.-ансамблевых пьес танц. и программного характера (большинство объединено в сюиты и сборники). Б произв. для клавесина (соло) Р., продолжая традицию Ф. Куперена, выходит за пределы камерности, достигает динамич. сонатного развития. Популярны пьесы "Тамбурин", "Ригодон", "Курица". В 1720-х гг. Р. писал музыку к ярмарочным представлениям. В 1733 дебютировал как оперный композитор ("Ипполит и Арисия"), Исходя из передовых муз.-эстетич. устремлений эпохи Просвещения, Р. новаторски интерпретировал жанр лирической трагедии, созданный Ж. Б. Люлли. Усилив нравственно-этич. и гуманистич. мотивы в традиц. легендарно-мифологич. сюжетах, Р. углубил героико-трагич. начало и расширил лирические. Для его опер характерны крупные речитативно-декламац. сцены и величавые хоры, предвосхищающие стиль К. В. Глюка, возросшее значение партии оркестра. Однако новаторство Р. находилось в противоречии с изживавшими себя уже в его время сюжетикой и условностями придв.-аристократич. театра, что и обусловило забвение его опер, несмотря на их муз. достоинства. Р. внёс также большой вклад в муз. теорию. Он заложил основы совр. учения о гармонии, обосновал терцовое строение и обращение аккордов, ввёл понятия гармония, центра, доминантовой и субдоминантовой функций ("Трактат о гармонии", 1722; последующие муз.-теоретич. труды). Его учение о гармонии было поддержано франц. энциклопедистами, но теоретич. утверждение. Р. о первенстве гармонии над мелодией вызвало резкую отповедь Ж. Ж. Руссо. Оперы (лирич. трагедии; пост. - Париж) -Ипполит и Арисия (1733), Кастор и Псллукс (1737), Дардан (1739), Зороастр (1749) и др.; оперы-балеты, в т. ч. Галантная Индия. (1735); комедии-балеты, лирич. комедии, героич. пасторали, кам. кантаты, мотеты,.произв. для клавесина и др.
Traite de 1'harmonie reduite a ses principes naturels, P., 1722; Demonstration du principe de I'harmonie..., P., 1750; Complete theoretical writings, v. 1-6, Roma, 1967-72. Oeuvres completes, v. 1 - 18, P., 1895-1914 (изд. не завершено); Полн. собр. соч. для клавесина, М., 1972. Адамян А., Эстетика Рамо, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, в. 2, Л., 1963; Брянцева В. Н., Ж. Ф. Рамо и франц. муз. театр, М., 1981; Малиньон Ж., Ж. Ф. Рамо, [пер. с франц.], Л., 1983. Е. Ф. Бронфин.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
Р..

ПАНН

ПАРЕ

ПАЭР

ПЕАН

ПЕЙН

ПЕРИ

ПИАФ

ПИПА

ПИРС

ПОЛО

ПОЛЬ

ПОНС

ПРАЧ

ПРЕЙ

ПЯТС

РААБ

РАБО

РАГА

РАММ

РАПМ

РАФФ

РЕВЮ

РЕЛЯ

РЕНО

РИТМ

РОДЕ

РОЗА

РОММ

РОРЕ

РОТА

РОУЗ

РУНЫ

РУСТ

РУХА

СААР

САБО

САКС

САРВ

САТИ

Музыкальный словарь ver16