на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


РАМО (Rameau) Жан Филипп (1683-1764) - франц. композитор, муз. теоретик, педагог. В 1702-38 церк. органист (в 1706-1709 и в 1722-38 в Париже). Публиковал муз.-теоретич. труды, занимался муз.-пед. работой. Мн. годы рук. частным орк. мецената А. Ла Пуплиньера, с 1745 придв. композитор. В творчестве Р. - крупнейшего франц. композитора 18 в. - нашли претворение характерные для франц. музыки того времени оперно-балетные жанры и клавесинная миниатюра. В 1706-47 создал св. 40 сольных клавесинных и ок. 20 конц.-ансамблевых пьес танц. и программного характера (большинство объединено в сюиты и сборники). Б произв. для клавесина (соло) Р., продолжая традицию Ф. Куперена, выходит за пределы камерности, достигает динамич. сонатного развития. Популярны пьесы "Тамбурин", "Ригодон", "Курица". В 1720-х гг. Р. писал музыку к ярмарочным представлениям. В 1733 дебютировал как оперный композитор ("Ипполит и Арисия"), Исходя из передовых муз.-эстетич. устремлений эпохи Просвещения, Р. новаторски интерпретировал жанр лирической трагедии, созданный Ж. Б. Люлли. Усилив нравственно-этич. и гуманистич. мотивы в традиц. легендарно-мифологич. сюжетах, Р. углубил героико-трагич. начало и расширил лирические. Для его опер характерны крупные речитативно-декламац. сцены и величавые хоры, предвосхищающие стиль К. В. Глюка, возросшее значение партии оркестра. Однако новаторство Р. находилось в противоречии с изживавшими себя уже в его время сюжетикой и условностями придв.-аристократич. театра, что и обусловило забвение его опер, несмотря на их муз. достоинства. Р. внёс также большой вклад в муз. теорию. Он заложил основы совр. учения о гармонии, обосновал терцовое строение и обращение аккордов, ввёл понятия гармония, центра, доминантовой и субдоминантовой функций ("Трактат о гармонии", 1722; последующие муз.-теоретич. труды). Его учение о гармонии было поддержано франц. энциклопедистами, но теоретич. утверждение. Р. о первенстве гармонии над мелодией вызвало резкую отповедь Ж. Ж. Руссо. Оперы (лирич. трагедии; пост. - Париж) -Ипполит и Арисия (1733), Кастор и Псллукс (1737), Дардан (1739), Зороастр (1749) и др.; оперы-балеты, в т. ч. Галантная Индия. (1735); комедии-балеты, лирич. комедии, героич. пасторали, кам. кантаты, мотеты,.произв. для клавесина и др.
Traite de 1'harmonie reduite a ses principes naturels, P., 1722; Demonstration du principe de I'harmonie..., P., 1750; Complete theoretical writings, v. 1-6, Roma, 1967-72. Oeuvres completes, v. 1 - 18, P., 1895-1914 (изд. не завершено); Полн. собр. соч. для клавесина, М., 1972. Адамян А., Эстетика Рамо, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, в. 2, Л., 1963; Брянцева В. Н., Ж. Ф. Рамо и франц. муз. театр, М., 1981; Малиньон Ж., Ж. Ф. Рамо, [пер. с франц.], Л., 1983. Е. Ф. Бронфин.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь