на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


РАСПЕВ, роспев, - система др.-рус. монодич. пения. Выделяется несколько Р.: знаменный распев (с 11 в.) со знаменной нотацией (см. Крюки) - основной в др.-рус. церковной музыке (его виды - столповой, большой, малый и подобны); кондакарный (до 14 в.; см. Кондакарное пение), путевой распев и демественный распев (кон. 15 - 1-я пол. 17 вв.) со своими нотациями; с 17 в. распространяются киевский распев, болгарский распев и греческий распев. Нeк-рые Р. создавались в центрах духовной культуры - в городах и монастырях: Новгородский, Усольский, Московский, Киево-Печерский, Троице-Сергиевой лавры и др. Певч. рукописи сохранили имена некоторых распевщиков - авторов песнопений 16 в.; среди них - Маркелл Безбородный, Савва и Василий Роговы, Фёдор Крестьянин и др. Многие Р. подчиняются системе осмогласия. Позднее (17 в.) мелодии знаменного и др. Р. кладутся в основу многоголосия (см. Строчное пение, Партесное пение). Т. Ф. Владышевская.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь