на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


РЕГЕР (Reger) Макс (1873-1916) - нем. композитор, органист, пианист, дирижёр, муз. теоретик, педагог. Ученик X. Римана (теория музыки, композиция). В 1911-14 придв. капельмейстер в Майнингене (с 1913 генерал-музик-директор). Концертировал как пианист и дирижёр (в 1906 в Петербурге). В творчестве Р., представленном всеми жанрами, кроме сценического, прослеживаются романтические и неоклассицистские тенденции. Его музыка - своего рода связующее звено между поздним романтизмом и классицистскими течениями 20 в. (см. Неоклассицизм). В то же время в ряде произв. (сольные сонаты, произв. для орг., полифонич. композиции) Р. обращается к принципам формообразования эпохи И. С. Баха, стремясь продолжить баховскую традицию на основе совр. муз. языка. В 1890-96 преподавал в консерватории в Висбадене (теоретич. предметы, фп., орган), с 1.905 - в Муз. академии в Мюнхене (композиция, орган), в 1907-16 проф. Лейпцигской конс. (композиция), одноврем. музик-директор Лейпцигского университета. Автор теоретич. трудов "О модуляции" (пер. с нем., Л., 1926), "Degeneration und Regeneration in der Musik" ("Neue Musik-Zeitung", 1907, Jg. 29) и др. Почётный доктор философии Йенского университета (1908). В 1916-41 существовало общество Р. в Лейпциге, с 1920 - архив Р. в Йене (с 1946 - в Майнингене), в 1948 открыт Ин-т Р. в Бонне. Для солистов, хора и орк. -2 реквиема (1914, не окончен; 1915), 4 хоральные кантаты (1903-05), Священная песнь (1908), 100-й псалм (1909); для орк. - симфониетта (1905), серенада (1906), вариации и фуга на тему И. А. Хиллера (1907), вариации и фуга на тему Моцарта (1914), романтнч. сюита (1912), 4 симф. поэмы по А. Бёклину (1913), концерт в старинном стиле (1912); концерты для инстр. с орк. - для скр. (1908), для фп. (1910); кам.-инстр. ансамбли - 9 сонат для скр. и фп., струн. дуэты, трио, 5 квартетов, секстет, ансамбли для струнных и духовых; для фп. - вариации и фуга на тему И. С. Баха, вариации и фуга на тему Г. Ф. Телемана, вариации и фуга (для 2 фп.) на тему Бетховена; для орг. - хоральные фантазии и прелюдии, фантазии и фуги (в т. ч. на тему BACH), сонаты, сюиты; сонаты для струн. инструментов соло хоры, 8 духовных напевов, духовные песни в сопр. орг., фп. и др.
Шалтупер Ю., Заметки о М. Регере, "СМ", 1973, № 12; Крейнина Ю. В., К проблеме стиля М. Регера, в кн.: Из истории заруб. музыки, в. 3, М., 1979; её же, Регер и мастера XX в., в кн.: Проблемы истории австро-нем. музыки. Первая треть XX в., М., 1983; Wirth H., Max Reger..., Hamb., 1973; Lоrеnzen J., Max Reger als Bearbeiler Bachs, Wiesbaden, [1982] М. В. Крейнина.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь