на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


РЕДУКЦИИ МЕТОД (от лат. reductio - отодвигание назад) - метод анализа музыки, выработанный в теории X. Шенкера (без термина "редукция"). Согласно этой теории структура муз. произв. представляет собой иерархию уровней (слоев), органически вырастающую из изначальной первоструктуры. Р. м. состоит в искусстве последовательного снятия слоев ткани, пролонгирующих элементарные звукоотношения остова (напр., гамма в диапазоне октавы - пролонгация октавного остова; интервал октавы - "прорастание" отношения унисона и т. п.). Р. м. устанавливает функции элементов целого по следующему принципу: основа - выросшая из неё ткань, идея - реализация, зародыш - организм. Образец анализа по методу Шенкера: Бетховен. Соната для фортепьяно ор. 53. Adagio mono, такты 1-9. Метод снятия слоев структуры.
Schenker H., Der freie Satz, W., 1935; Saller P., Structural Hearing: Tonal coherence in music, v. 1-2, N. Y., 1962. Ю. Н. Холопов.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь