на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


РЕСПОНСОРИЙ (позднелат. responsorium, от лат. responsum - ответ) - песнопение католич. обихода, при исполнении которого чередуются пение солиста (кантора) и хор. рефрен. Респонсорная псалмодия восходит к др.-иудейскому богослужению (строфы псалма- солист; краткий рефрен, часто возглас "аллилуйя" - народ; см. Аллилуйя). Обычное место Р. в службе - после чтений в мессе и оффиции. В григорианском пении различают краткие P. (responsorium breve) для малых дневных часов, большие P. (responsorium prolixum) для 3 ночных часов (по 3-4 Р. в каждый час), Р. для градуала мессы. Респонсориальны офферторий и аллилуйя мессы. Текст Р. состоит из хор. части (рефренной, собственно responsum) и одного или неск. "стихов" (vers) либо заимствований из Псалтири, Нового завета, иногда небиблейского происхождения. Структуры напевов Р. различны. "Стихи" исполняются в псалмодийной манере (по формулам 8 тонов, см. Псалмодия, Церковные лады), рефрены распевны. Р. градуала отличается от других богатой мелизматикой. См. также Антифон.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь