на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


РОДСТВО ТОНАЛЬНОСТЕЙ - большая или меньшая близость тональностей (1), определяемая количеством и значимостью их общих элементов (звуков, аккордов, интервалов). Р. т. - одно из важнейших свойств модуляционного пространства в классико-романтич. гармонии (см. Модуляция). На нём основано ощущение тонального движения - удаление от тоники или приближение к ней. Р. т. учитывает типы интервальных связей (кварто-квинтовые - D, S, параллели как пары аккордов с общей б. терцией и т.д., см. Квинтовый круг), а также различие в составе конкретной системы вследствие историч. эволюции гармонии (к d-moll в 9-й симф. Бетховена es-moll - тональность далёкая, а к d-moll в 5-й симф. Шостаковича - значительно более близкая из-за роли звука н2 в гл. теме). Теорию Р. т. разрабатывал ряд теоретиков 18-20 вв., в России - Н. А. Римский-Корсаков, Б. Л. Яворский, Г. Л. Катуар, И. В. Способин, А. Н. Должанский и др.
Способин И. В., Лекции по курсу гармония, М., 1969; Григорьев С., Теоретич. курс гармонии, М., 1981. См. также лит. при ст. Гармония. Н. Холопов.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь