на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


РОМАНС (испан. romance) - камерное вокальное произведение для голоса с инструментом. Термин "Р." возник в Испании и первоначально обозначал стихотворение на испанском ("романском") яз., рассчитанное на муз. исполнение. Распространившись в др. странах, муз. термин "Р." стал обозначать вок. жанр. В некоторых странах Р. и песня обозначаются одним словом (нем. Lied, англ. song). В России назв. "Р." утвердилось в нач. 19 в. (см. "Российская песня"), Р. отличается от песни большей детализацией мелодии и её связью со словами, значит. выразит. ролью инстр. сопровождения. Р. подразделяются на отд. жанровые разновидности: балладу, элегию, баркаролу и др. Развитие Р. как синтетич., муз.-поэтич. жанра началось со 2-й пол. 18 в. в творчестве композиторов берлинской школы (М. Агрикола, К. Ф. Э. Бах, Ф. Бенда и др.), во Франции (Э. Мегюль, А. М. Бертон, Н. Далейрак), в России (А. М. Дубянский, О. А. Козловский). В 19 в. Р. становится одним из ведущих жанров, отражая характерную для эпохи романтизма тенденцию - воспроизведение внутреннего мира человека во всех психология, нюансах. Подобный тип Р. сложился в творчестве Ф. Шуберта - основоположника австро-нем. школы Р., крупнейшими предст. которой были Р. Шуман, И. Брамс, X. Вольф и др. На протяжении 19 в. формируются нац. школы Р. в России (М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, Н. Л. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов), во Франции (Ш. Гуно, Ж. Бизе, Ж. Массне), в Чехии (Б. Сметана, А. Дворжак), в Польше (М. Карлович, К. Шимановский), в Норвегии (X. Хьерульф, Э. Григ) и др. Наряду с кам.-вок. классикой в 19 в. возникает и бытовой Р., стилистически близкий песне, рассчитанный на певцов-любителей. Эти две области постоянно взаимодействовали, особенно в России (А. А. Алябьев, А. Е. Варламов, А. Л. Гурилёв, П. П. Булахов, А. И. Дюбюк). Творчество мастеров Р. (песен) развивалось параллельно с поэтич. направлениями. Тесно связаны имена Ф. Шуберта и И. В. Гёте, Р. Шумана и Г. Гейне, М. И. Глинки и А. С. Пушкина и др. В 19 в. сложилась традиция объединения Р. в вок. цикл. Один из первых вок. циклов принадлежит Л. Бетховену ("К далёкой возлюбленной", 1816). Ярчайшие образцы этого жанра создали Шуберт, Шуман, Брамс, Г. Малер, Вольф, Глинка, Мусоргский, Римский-Корсаков, в 20 в. - Д. Д. Шостакович, Г. В. Свиридов, Б. Бриттен. В Р. 20 в. по-новому ставится проблема синтеза музыки и поэзии: возникают т. н. стихотворения с музыкой (С. И. Танеев, Рахманинов, Н. К. Метнер, С. С. Прокофьев, К. Дебюсси), в качестве текста широко используется свободный стих и даже проза; применяются новые приёмы вок. декламации (А. Шёнберг); в Р. проникают нар. муз.-речевые жанры (И. Ф. Стравинский). Творч. развитие традиции Р. получили у сов. композиторов (Прокофьев, Шостакович, Н. Я. Мясковский, АН. А. Александров, Ю. А. Шапорин, Свиридов).
Кюи Ц., Рус. романс, СПБ, 1896; Финдейзен Н., Рус. художеств. песня (романс), М.-Лейпциг, [1905);Глебов Игорь [Асафьев Б. В.], Введение, в его кн.: Рус. поэзия в рус. музыке (нотографич. указатель), 2П., 1922; его же, Рус. романс XIX в., в его кн.: Рус. музыка. XIX и начало XX в., 3Л., 1979; Васина-Гроссман В. А., Рус. классич. романс XIX в., М., 1956; её же, Романтич. песня XIX в., М., 1966; её же, Мастера сов. романса, М., 21980; Моser Н. J., Das deutsche Lied seit Mozart, Bd 1-2, !Tutzing, 1968.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь