на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


РОМАНТИЗМ (франц. romantisme) - идейно-эстетич. и художеств, направление, сложившееся в европ. искусстве на рубеже 18-19 вв. Возникновение Р., формировавшегося в борьбе с просветительско-классицистской идеологией, было обусловлено глубоким разочарованием художников в политич. результатах Великой франц. революции. Характерное для романтич. метода острое столкновение образных антитез (реальное - идеальное, шутовское - возвышенное, комическое - трагическое и т. д.) опосредованно выражало резкое неприятие бурж. действительности, протест против возобладавшего в ней практицизма и рационализма. Противопоставление мира прекрасных, недостижимых идеалов и пронизанной духом мещанства и филистерства повседневности породило в творчестве романтиков, с одной стороны, драм. конфликтность, господство трагич. мотивов одиночества, скитальчества и т. п., с другой - идеализацию и поэтизацию далёкого прошлого, нар. быта, природы. По сравнению с классицизмом в Р. акцентировалось не объединяющее, типическое, обобщённое начало, а ярко индивидуальное, оригинальное. Это объясняет интерес к исключительному, возвышающемуся над своим окружением и отвергнутому обществом герою. Внешний мир воспринимается романтиками остро субъективно и перевосеоздаётся воображением художника в причудливой, нередко фантастич. форме (лит. творчество Э. Т. А. Гофмана, который впервые ввёл термин "Р." по отношению к музыке). В эпоху Р. музыка заняла ведущее место в системе искусств, т. к. в наиб. степени соответствовала устремлениям романтиков в отображении эмоц. жизни человека. Муз. Р. как направление сложился в нач. 19 в. под воздействием раннего нем. лит.-философского Р. (Ф. В. Шеллинг, "иенские" и "гейдельбергские" романтики, Жан Поль и др.); в дальнейшем развивался в тесной связи с разл. течениями в литературе, живописи и театре (Дж. Г. Байрон, В. Гюго, Э. Делакруа, Г. Гейне, А. Мицкевич и др.). Начальный этап муз. Р. представлен творчеством Ф. Шуберта, Э. Т. А. Гофмана, К. М. Вебера, Н. Паганини, Дж. Россини, Дж. Филда и др., последующий этап (1830-50-е гг.) - творчеством Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, Г. Берлиоза, Дж. Мейербера, В. Беллини, Ф. Листа, Р. Вагнера, Дж. Верди. Поздний этап Р. простирается до кон. 19 в. (И. Брамс, А. Брукнер, X. Вольф, позднее творчество Ф. Листа и Р. Вагнера, ранние соч. Г. Малера, Р. Штрауса и др.). В некоторых нац. комп. школах расцвет Р. пришёлся на последнюю треть 19 в. и нач. 20 в. (Э. Григ, Я. Сибелиус, И. Альбенис и др.). Рус. музыка, опиравшаяся в осн. на эстетику реализма, в ряде явлений тесно соприкасалась с Р., особенно в нач. 19 в. (К. А. Кавос, А. А. Алябьев, А. Н. Верстовский) и во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. (творчество П. И. Чайковского, А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова, Н. К. Метнера). Развитие муз. Р. протекало неравномерно и разл. путями в зависимости от нац. и историч. условий, от индивидуальности и творч. установок художника. В Германии и Австрии муз. Р. был неразрывно связан с нем. лирич. поэзией (определившей в этих странах расцвет вок. лирики), во Франции - с достижениями драм. театра. Неоднозначным в Р. было и отношение к традициям классицизма: в творчестве Шуберта, Шопена, Мендельсона, Брамса эти традиции органично переплетались с романтическими, в творчестве Шумана, Листа, Вагнера, Берлиоза они радикально переосмыслялись (см. также Веймарская школа, Лейпцигская школа). Завоевания муз. Р. (у Шуберта, Шумана, Шопена, Вагнера, Брамса и др.) полнее проявились в раскрытии индивидуального мира личности, выдвижении психологически усложнённого, отмеченного чертами раздвоенности лирич. героя. Воссоздание личной драмы непонятого художника, тема безответной любви и социального неравенства приобретают иногда оттенок автобиографичности (Шуберт, Шуман, Берлиоз, Лист, Вагнер). Наряду с методом образных антитез в муз. Р. большое значение имеет и метод последоват. эволюции и трансформации образов ("Симф. этюды" Шумана), иногда совмещающиеся в одном произв. (фп. соната h-moll Листа). Важнейшим моментом эстетики муз. Р. была идея синтеза искусств, к-рая нашла наиб. яркое выражение в оперном творчестве Вагнера и в программной музыке (Лист, Шуман, Берлиоз), отличавшейся большим разнообразием источников программы (литра, живопись, скульптура и др.) и форм её преподнесения (от краткого заголовка до развёрнутого сюжета). Выразит. приёмы, сложившиеся в рамках программной музыки, проникли в непрограммные соч., что способствовало усилению их образной конкретности, индивидуализации драматургии. Разнообразно трактуется романтиками сфера фантастики - от изящной скерцозности, нар. сказочности ("Сон в летнюю ночь" Мендельсона, "Вольный стрелок" Вебера) до гротеска ("Фантастич. симфония" Берлиоза, "Фауст-симфония" Листа), причудливых, порождённых изощрённой фантазией художника видений ("Фантастич. пьесы" Шумана). Интерес к нар. творчеству, в особенности к его нац.-самобытным формам, в значит. мере стимулировал возникновение в русле Р. новых комп. школ - польской, чешской, венгерской, позднее норвежской, испанской, финской и др. Бытовые, нар.-жанровые эпизоды, локальный и нац. колорит пронизывают всё муз. искусство эпохи Р. По-новому, с невиданной до того конкретностью, живописностью и одухотворённостью, воссоздают романтики образы природы. С этой образной сферой тесно связано развитие жанрового и лирико-эпич. симфонизма (одно из первых соч. - "большая" симфония C-dur Шуберта). Новые темы и образы потребовали от романтиков разработки новых средств муз. языка и принципов формообразования (см. Лейтмотив, Монотематизм), индивидуализации мелодики и внедрения речевых интонаций, расширения тембровой и гармонич. палитры музыки (натуральные лады, красочные сопоставления мажора и минора и т. д.). Внимание к образной характерности, портретности, психологич. детализации обусловило расцвет у романтиков жанра вок. и фп. миниатюры (песня и романс, музыкальный момент, экспромт, песня без слов, ноктюрн и др.). Бесконечная изменчивость и контрастность жизненных впечатлений воплощается в вок. и фп. циклах Шуберта, Шумана, Листа, Брамса и др. (см. Циклические формы). Психологич. и лирико-драм. трактовка присуща в эпоху Р. и крупным жанрам - симфонии, сонате, квартету, опере. Тяга к свободному самовыражению, постепенной трансформации образов, сквозному драматургич. развитию породила свободные и смешанные формы, свойственные романтич. сочинениям в таких жанрах, как баллада, фантазия, рапсодия, симфоническая поэма и др. Муз. Р., являясь ведущим направлением в искусстве 19 в., на позднем своём этапе породил новые направления и течения в муз. искусстве - веризм, импрессионизм, экспрессионизм. Муз. искусство 20 в. во многом развивается под знаком отрицания идей Р., однако его традиции живут в рамках неоромантизма.
Асмус В., Муз. эстетика философского романтизма, "СМ", 1934, № 1; Соллертннский И. И., Романтизм, его общая н муз. эстетика, в его кн.: Историч. этюды, т. 1, Л., 21963; Житомирский Д., Шуман и романтизм, в его кн.: Р. Шуман, М., 1964; Васина-Гpoссман В. А., Романтич. песня XIX в., М., 1966; Кремлев Ю., Прошлое и будущее романтизма, М., 1968; Муз. эстетика Франции XIX в., М., 1974; Курт Э., Романтич. гармония и ее кризис в "Тристане" Вагнера, [пер. с нем.], М., 1975; Музыка Австрии и Германии XIX в., кн. 1, М., 1975; Муз. эстетика Германии XIX в., т. 1-2, М., 1981-82; Бэлза И., Историч. судьбы романтизма и музыка, М., 1985; Einstein A., Music in the romantic era, N. Y., 1947; Chantavoine J., Gaudefrey-Demonbynes J., Le romantisme dans la musique europeenne, P., 1955; Stephenson K., Romantik in derTonkttnst, Koln, 1961; Sсhenk H., The mind of the European romantics, L., 1966; Dent E. J., The rise of romantic opera, Camb., [1979]; Воettiсher W., Einfuhrung in die musikalische Romantik, Wilhelmshaven, 1983. Г. В. Жданова.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь