на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



РОНДО, рондо (итал. rondo, франц. rondeau, от rond - круг), - 1) муз. форма, в которой неоднократные (3 и более) проведения гл. темы - рефрена - чередуются с отличающимися друг от друга эпизодами. Песенно-танц. происхождение Р. сказывается в относит. простоте муз. материала и жанровости тематизма. Старинное, или куплетное, Р. франц. клавесинистов многоцветно (напр., в "Пассакалье" Куперена 17 частей) и малоконтрастно. Рефрен в форме периода проводится без изменений в осн. тональности; эпизоды (couplet) - развивающие или контрастные по тематизму - в родств. тональностях ("Жнецы" Куперена). Старинное Р. используется в инстр. миниатюрах, в частях сюит (Гавот из партиты E-dur для скр. соло Баха). В классическом Р. частей меньше (5-7), они крупнее и контрастнее. Форма объединяется иногда сквозным развитием: рефрен (период или простые формы) при повторении может варьироваться, между частями возможны связки с элементами мотивной разработки (Рондо a-moll Моцарта, K.-V. 511). Классич. Р. используется в финале сонатно-симф. цикла (реже - в медленной части), в инстр. пьесах, вок. музыке (в т. ч. в романсах, оперных номерах). В Р. 19 в. контраст между рефреном и крупными, замкнутыми эпизодами усиливается, вплоть до различия темпа и жанра, что сближает Р. с контрастно-составной формой (Интродукция из оперы "Руслан и Людмила"), В 19-20 вв. встречается проведение рефрена в неосновной тональности (песня "Болтунья" Прокофьева), отсутствие его последнего проведения (романс "Свадьба" Даргомыжского), следование двух эпизодов подряд ("Джульетта-девочка" из балета "Ромео и Джульетта" Прокофьева). Р. близки т. н. рондообразные формы - сложная 3-частная с 2 трио, двойная 3-частная, 3-5-част- Гильом Амьенский. "Vos n'alen. ная. 2) В систематике гомофонных муз. форм, данной А. Б. Марксом, Р. - наименование группы из 5 важнейших форм (наряду с песней и сонатной формой). 3) Рондо - муз.-поэтич. форма из 2 разных муз. построений, повторяемых в определ. порядке с одинаковым и разным текстом: Распространена в одногол. и многогол. песнях (в т. ч. с инстр. солр.) Адама де ла Аля, Г. де Машо, Г. Дюфаи, Ж. Беншуа и др. (см. пример).
1-2) Цуккерман В., Анализ муз. произведений: Рондо в его историч. развитии, ч. 1, М., 1988; см. также лит. при ст. Форма музыкальная. 3) Reaneу G., The development of the rondeau, virelai and ballade forms from Adam de la Kale to Guillaume de Machaut, в сб.: Festschrift К. G. Fellerer zum 60. Geburtstag am 7. Juli 1962, Regeroburg, 1962; Pirrоlla N., On text forms from Ciconia to Dufay, в сб.: Aspects of Medieval and Renaissance music, N. Y., 1966. Т. С. Кюргеян.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
Р..

РАЦЕК

РАЦЕР

РЕБАБ

РЕБЕК

РЕГЕР

РЕЙЕР

РЕЙХА

РЕНЬЕ

РЕШКЕ

РЗАЕВ

РИЕТИ

РИККА

РИМАН

РИЧЧИ

РОЖОК

РОККИ

РОЛЛА

РОЛОН

РОМЕУ

РОРЕМ

РОССИ

РОТТА

РОЯЛЬ

РУБАБ

РУБЕЦ

РУБИН

РУБОБ

РУМАН

РУМБА

РУМЕР

РУНОВ

РУПИН

РУССО

РУФФО

РЮТОВ

РЯБОВ

РЯЭТС

СRЕDО

СЁНЬИ

Музыкальный словарь ver16