на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



РОССИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ПРОЛЕТАРСКИХ МУЗЫКАНТОВ (РАПМ, АПМ, ВАПМ) - муз.-обществ. организация. Осн. в 1923 по инициативе группы музыкантов-коммунистов; ставила целью создание массового революц. муз. репертуара. В 1925 из состава РАПМ выделилось Объединение революц. композиторов и муз. деятелей (ОРКИМД), связанное гл. обр. с работой Агитотдела Муз. сектора Госиздата. В 1928 в РАПМ вступила группа композиторов, входивших в состав "Проколла". Печатные органы РАПМ - журн. "Музыка и Октябрь" (1926), "Пролетарский музыкант" (1929-32), "За пролетарскую музыку" (1930-32). РАПМ выдвигала задачи приближения музыки к сов. действительности, развёртывания муз.-просвет. работы среди широких масс трудящихся, борьбы с влияниями бурж. идеологии. Теоретич. основой деятельности РАПМ была вульгарно-социологич. трактовка марксизма, идущая в т. ч. и от теоретиков Пролеткульта. В результате мн. ценные явления классич. муз. искусства объявлялись идейно чуждыми пролетариату. Теоретики РАПМ недооценивали значение мастерства в искусстве; в качестве "осн. звена" творчества ими предлагалась лишь массовая песня, крупные муз. формы игнорировались. На основании постановления ЦК ВКП(б) от 23 апр. 1932 "О перестройке лит.-художеств. организаций" РАПМ была распущена. В 30-х гг. начали создаваться творч. союзы, объединившие проф. деятелей культуры (см. Союз композиторов СССР). Р. Романова.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
Р..

Музыкальный словарь ver16