на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


РУЖИЦКИЙ Людомир (1884-1953) - польск. композитор, педагог. Ученик 3. Носковского (Варшавская конс.), Э. Хумпердинка (Берлинская академия музыки). Чл. "Молодой Польши". С 1907 дирижёр оперы и преподаватель (фп.) в консерватории во Львове. В 1912-20 жил преим. в Берлине, затем дирижёр оперы в Варшаве. С 1930 проф. консерватории в Варшаве, с 1945 - в Катовице. Автор муз.-критич. статей. Нек-рые соч. Р. утрачены в годы 2-й мировой войны 1939-45 и созданы им заново после её окончания. Р. был одним из ведущих польских композиторов 1920-40-х гг. Испытал влияние позднего романтизма (особенно Р. Штрауса) и импрессионизма. Наиб. значительны муз.-драм. и программные орк. произв. на нац.-историч. сюжеты. Особым успехом пользовались опера "Эрот и Психея" (1916) и балет "Пан Твардовский" (по роману Ю. И. Крашевского, 1920), поставленные в ряде стран. Для стиля Р. характерны ярко выраженный национальный колорит, опора на музыкальный фольклор, тяга к монументальности и повышенной экспрессии, пышность и сочность оркестровки. Гос. пр. Польши (1930), Гос. пр. ПНР (1952). Оперы - Болеслав Храбрый (на материале одноим. орк. поэмы; 1909, Львов; 2-я ред. 1948, пост. 1957, г. Бытом, ПНР), Медуза (1912, Варшава; 2-я ред. 1952), Эрот в Психея (1917, Вроцлав), Казанова (1923, Варшава; новая оркестровка 1948), Беатриче Ченчи (1927, там же), Чёртова мельница (Альбатрос 13, 1931, Познань), Пани Валевская (1935, не окончена); балеты - Пан Твардовский (на материале одноим. орк. поэмы; 1921, Варшава), Аполлон и девушка (1937, Париж); оперетта Лили хочет петь (1933, Познань); для орк. - симф. поэмы Станчик (1903), Болеслав Храбрый, Пан Твардовский (обе - 1906), Мона Лиза (1911), Освобождённая Варшава (1950) и др., симф. прелюды Варшавянка (1910), Пьета - На пепелище Варшавы (1942) и др.; концерты для инстр. с орк. - 2 для фп. (1918,1942), для скр. (1944); кам.-инстр. ансамбли - струн. квартет, фп. трио и квинтет, сонаты для скр. с фп., для влч. с фп. и др.; для фп. - 2 сонаты, вариации, прелюдии, ноктюрны, экспромты, интермеццо, Польск. танцы и др.; хоры; вок. циклы, романсы, песни; музыка к спектаклям драм. театра и др.
Wieniawski A., L. Rоtycki, War"., 1928; Кanski J., L. Rоzycki, [Kr., 1955]; Fоlga Z., "Boiestaw Smiafy" L. Rotyckiego jako dramat muzyczny, в кн.: Ryszard Wagner a polska kultura muzyczna, Katowice, 1964. Ю. И. Неклюдов.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь