на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


СВЕТОМУЗЫКА, цветомузыка (англ. - colour music, нем. - Farblichtmusik), - термин, обозначающий эксперименты в области синтеза музыки и света. Механистич. аналогия "спектр-октава", предложенная И. Ньютоном, легла в основу антихудожеств. идеи "перевода" музыки в цвет. Первые конкретные художеств. эксперименты в области С. относятся к нач. 20 в.: "Прометей" Скрябина (1910), "Счастливая рука" Шёнберга (1913) и др. соч., связанные с обращением к цветному слуху. Достижение образного единства в светомуз. синтезе оказалось возможным при освоении приёмов слухозрительной полифонии (А. Н. Скрябин в замыслах "Предварительного действа" и "Мистерии", Л. Л. Сабанеев, художник В. В. Кандинский, реж. С. М. Эйзенштейн и др.). В 1920-х гг. в области С. экспериментировали Г. И. Гидони, Л. С. Термен (СССР), нем. группы "Bauhaus" и "Farbe-Ton-Forschungen". С 50-х гг. активизировались опыты за рубежом (Т. Уилфред, Ф. Мелине, П. Шеффер, Я. Ксенакис) и в СССР (Музей Скрябина в Москве, группа "Прометей" в Казани, студия в Харькове). Светомуз. эффекты применяются в рок-музыке (light-show).
Гидони Г. И., Иск-во света и цвета, Л., 1930; Дзюбенко А. Г., Цветомузыка, М., 1973; Галеев Б. М., Светомузыка: становление и сущность нового искусства, Казань, 1976; Светомузыка в России и в СССР. Библ. указатель. 1742-1982, Казань, 1983; Галеев Б. М., Зорин С. М., Сайфуллин Р. Ф., Светомуз. инструменты, М., 1987; Jоnеs Т. D., The an of light and colour, N. Y., 1972; Lоеf C., Farbe, Musik, Form, G8tt., 1974. Б. М. Галеев.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь