на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (франц. sentimentalisme, от англ. sentimental - чувствительный, франц. sentiment - чувство; нем. empfindsamer Stil - чувствительный стиль) - течение в муз. искусстве 2-й пол. 18 в., тесно связанное с европ. литературой (Ж. Ж. Руссо, писатели движения "Буря и натиск"). Термин получил широкое распространение благодаря роману Л. Стерна "Сентиментальное путешествие по Франции и Италии" (1768). Развиваясь в рамках просветительского движения, С. явился своеобразной реакцией на его рационалистич. классицистские установки. Приверженцы С. (Ж. Ж. Руссо, А. Э. М. Гретри, К. Ф. Э. Бах, К. Ф. Д. Шубарт) отводили музыке особое место среди др. искусств как "языку чувств", способному "затронуть сердца слушателей"; основополагающее значение они придавали мелодии. Под воздействием С. обогатилась образно-жанровая палитра музыки, в опере наметилась противоречащая классицистской эстетике тенденция к смешению жанров. В комич. оперу (в т. ч. в России) проникают элементы драматизма, сближающие её со "слёзной комедией" ("Добрая дочка" Пиччинни, "Дезертир" Монсиньи, "Люсиль" и "Гурон" Гретри, "Несчастье от кареты" Пашкевича); возникает новый муз.-драм. жанр - мелодрама (первый опыт - "Пигмалион" Руссо, выдающийся образец рус. мелодрамы - "Орфей" Фомина). С. способствовал расцвету сольной песни с инстр. сопр., преим. любовного содержания (песни композиторов берлинской школы 2-й пол. 18 в., "российская песня"). В инстр. музыке С. проявился отчасти в творчестве композиторов мангеймской школы, которые впервые использовали орк. динамику как яркое выразит. средство, наполнили мелодику чувствит. интонациями "вздоха" и др. Элементы С. нашли развитие и в искусстве венских классиков (творчество Й. Гайдна и В. А. Моцарта 1770-х гг.).
Бюкен Э., Музыка эпохи рококо и классицизма, пер. с нем., М., 1934; Маркус С. А., История муз. эстетики, т. 1, М., 1959; Левашева О. Е., Оперная эстетика Гретри, в кн.: Классич. искусство за рубежом, М., 1966; Муз. эстетика Зап. Европы XVII-XVIII вв., М., 1971; Л Иванова Т. Н., Зап. -европ. музыка XVII-XVIII вв. в ряду искусств, М., 1977; Schubart Ch. F. D., Ideen zu einer Asthetik der Tonkunst, W., 1806; Eggebrecht H. H., Das Ausdrucksprinzip im musikalischen Sturm und Drang, "Deutsche Vierteljahrsschrift fur Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte", 1955, [Bdl 29, H. 3. Г. В. Жданова.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь