на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


СИМФОНИЯ (от греч. - созвучие, благозвучное сочетание тонов; итал. sinfonia; англ. symphony; франц. symphonic; нем. Symphonic) - ведущий жанр орк. музыки, сформировавшийся в сер. 18 в. Термин "С.", возникший в Др. Греции, обозначал в Зап. Европе до появления жанра С. разнообразные вок.-инстр. композиции, инстр. полифонич. пьесы и др. С 17 в. С. называли гл. обр. инстр. интермедии и вступления к опере, со временем выросшие в увертюру. Неаполитанская 3-частная оперная увертюра (быстро-медленно-быстро) послужила одним из непосредств. прототипов жанра С. Рождение С. было подготовлено также др. жанрами 1-й пол. 18 в. - орк. сюитой, концертом (Concerto grosso), трио-сонатой, ансамблевой музыкой прикладного назначения. Большую роль в становлении С. сыграли Дж. Б. Саммартини, К. Диттерсдорф, Ф, Ж. Госсек, В. Ф. Бах, И. К. Бах, композиторы мангеймской школы и ранней венской школы (Г. К. Вагензейль, М. Монн и др.). Свой классич. облик С. приобретает у предст. венской классической школы - Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена. В их творчестве откристаллизовался 4-частный сонатно-симф. цикл, включающий Allegro в сонатной форме, медленную часть, менуэт (позже скерцо) и финал; стабилизировался исполнит. аппарат С. - парный состав симф. орк. с чёткой функциональной дифференциацией на группы. Композиторы венской школы придали С. необычайную гибкость и способность воплощать в обобщённой форме разнообразные стороны человеческого бытия. Ими созданы разл. типы симфонизма - нар.-жанровый, лирико-драматический, героико-драматический, которые впоследствии были развиты и обогащены композиторами-романтиками. Ф. Шуберт явился создателем лирико-эпич. и лирико-психологич. песенного симфонизма, традиции которого продолжили А. Брукнер, Г. Малер, П. И. Чайковский. В творчестве Г. Берлиоза, Ф. Листа и Р. Штрауса нашли развитие принципы программного симфонизма, предвосхищенного Бетховеном ("Пасторальная" С.). Ф. Мендельсон, Р. Шуман, И. Брамс стремились к органичному соединению в С. романтич. и классич. традиций. Из композиторов разл. нац. школ большой вклад в развитие жанра внесли К. Сен-Сане, С. Франк, А. Дворжак, рус. композиторы. В рус. музыке 1-й пол. 19 в. к жанру С. обращались Мих. Ю. Виельгорский и А. А. Алябьев, однако расцвет рус. С. приходится иа 2-ю пол. 19 в. и связан прежде всего с творчеством А. П. Бородина (создателя эпич. симфонизма) и П. И. Чайковского. Их достижения синтезировались или своеобразно развивались М. А. Балакиревым, А. К. Глазуновым, С. И. Танеевым, Вас. С. Калинниковым, С. В. Рахманиновым, А. Н. Скрябиным и др. В 20 в. за рубежом наиб. значит. соч. в этом жанре создали Я. Сибелиус, А. Онеггер, Д. Мийо, П. Хиндемит, А. Веберн, И. Ф. Стравинский, Р. Воан-Уильямс, Дж. Энеску, Ч. Айвз, Э. Вила-Лобос и др. К выдающимся образцам принадлежат С. сов. композиторов - Н. Я. Мясковского, С. С. Прокофьева, А. И. Хачатуряна, М. С. Вайнберга и особенно Д. Д. Шостаковича, 15 симфоний которого стали своеобразной муз. "летописью" совр. эпохи. В 1960-80-х гг. в сов. музыке наблюдается обострённый интерес к симф. жанру, предоставляющему неогранич. возможности для поисков и экспериментов в муз. языке, композиции и драматургии (Г. И. Банщиков, Э.В. Денисов, А. Л. Локшин, С.М. Слонимский, Б. И. Тищенко, Г. И. Уствольская, Б. А. Чайковский, А. Г. Шнитке, Р. К. Щедрин и др.). Жанр С. занимает значит. место в творчестве мн. композиторов союзных республик (Е. А. Глебов, Г. А. Жубанова, Я. Иванов, И. Калниньш, Г. А. Канчели, К. Караев, Б. Н. Лятошинский, С. И. Насидзе, А. Пярт, Я. Ряэтс, В. В. Сильвестров, Е. Ф. Станкович, О. В. Тактакишвили, А. Р. Тертерян, К. С. Хачатурян, Ю. Юзелюнас, Ю. Юозапайтис и др.). В своём историч. развитии С. претерпела значит. изменения. Необязательной становится 4-частность (11 частей в 14-й симф. Шостаковича, 1-частные симфонии Канчели); начиная с 9-й симф. Бетховена активно вводятся хор и вок. партии (Малер, Шостакович), появились некоторые жанровые ответвления от С. - камерная симфония, симфониетта и др. (см. также Концертная симфония).
Асафьев Б. В., Симфония, в сб.: Очерки сов. муз. творчества, т. 1, М.-Л., 1947; 55 сов. симфоний, Л., 1961; Сов. симфония за 50 лет, Л., 1967; Конен В. Д., Театр и симфония..., 2М., 1975; Бобровский В., Симф. музыка, в сб.: Музыка XX в. Очерки, ч. 1, кн. 1, М., 1976; Рыцарев С., Симфония во Франции до Берлиоза, М., 1977; Арановский М. Г., Симф. искания, Л., 1979; Carse A., 18th century symphonies, L., [1951]; Brook B. S., La symphonic francaise dans la seconde moitie du XVIII siecle, v. 1-3, P., 1962; Pahlen K., Symphonie der Welt, Z., 1967; Кlоibеr R., Handbuch der klassischen und romantischen Symphonie, 2Wiesbaden, 1976. В. Жданова.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь