Музыкальный словарь: 
А.. 
Б.. 
В.. 
Г.. 
Д.. 
ЕЁ.. 
Ж.. 
З.. 
И.. 
Й.. 
К.. 
Л.. 
М.. 
Н.. 
О.. 
П.. 
Р.. 
С.. 
Т.. 
У.. 
Ф.. 
Х.. 
Ц.. 
Ч.. 
Ш.. 
Щ.. 
Э.. 
Ю.. 
Я..
Музыкальная энциклопедия: 
А.. 
Б.. 
В.. 
Г.. 
Д.. 
ЕЁ.. 
Ж.. 
З.. 
И.. 
Й.. 
К.. 
Л.. 
М.. 
Н.. 
О.. 
П.. 
Р.. 
С.. 
Т.. 
У.. 
Ф.. 
Х.. 
Ц.. 
Ч.. 
Ш.. 
Щ.. 
Ы.. 
Э.. 
Ю.. 
Я..
|   СКВОЗНЫЕ ФОРМЫ - различные по конкретному выполнению формы, основанные на принципе "сквозного" развития. Термин не подразумевает к.-л. определ. композиц. схемы. "Сквозное", т. е. поступательное, необратимое, безостановочное, развитие свойственно сцснич. драматургии (напр., 1-е д. оперы "Игрок" Прокофьева) и может присутствовать в муз. драматургии (развитие муз. образа в опере - Герман в опере "Пиковая дама"). Оно часто характеризует тип композиции муз.-сценич. произв. (опера, балет, не членящиеся на номера), сцены (сцена Зльзы и Лоэнгрина из 3-го д. оперы "Лоэнгрин"; 4-я сцена из 2-го д. балета "Раймонда"), а также разработку собственно муз. материала (напр., в 1-й части концерта № 3 для фп. с орк. Рахманинова), инстр. формы импровизац. характера (прелюдии и т. п.). Постоянное обновление материала в С. ф. может быть отражением сценич. событий, экранного изображения ("Ледовое побоище" из кантаты "Александр Невский" Прокофьева), детализиров. отражением текста (монолог Бориса Годунова из 2-й картины Пролога оперы "Борис Годунов"), сюжета ("Лесной царь" Шуберта), программы (Вступление к опере "Снегурочка") и т. д. Существ. черты С. ф.: не повторяемое в др. сочинениях строение (родство со свободной формой); последование сравнительно небольших, чаще разомкнутых построений (отсутствие черт цикличности - гл. отличие от контрастно-составной формы); значит. роль речевых интонаций в вок. соч. Иногда в С. ф. присутствует единая линия нарастания и спада динамич., ритмич., темповой активности и плотности фактуры; возможны мотивные связи и тональное соподчинение разделов. Реприза, рефрен в С. ф. не исключаются, однако в подчинённой сюжету форме они редки. ф. зарождаются в 16-17 вв. (мадригал, опера). В рамках общей тенденции к свободе форм широко используются в 19-20 вв. С. ф. вок. музыки (нем. durchkomponiertcs Lied) - наиб. распространённый и устоявшийся вид С. ф., характерный для романтич. баллад, мн. песен (Ф. Лист, М. П. Мусоргский), "стихотворений с музыкой" (X. Вольф, Н. К. Метнер), соч. на прозаич. тексты (С. С. Прокофьев). Гейлиг М. Ф., Форма в рус. классич. опере, М., 1968; Коврига Г., Скаозная форма в песнях Шуберта, в сб.: Вопросы муз. формы, в. 2, М., 1972; Лаврентьева И., Вокальные формы а курсе анализа муз. произведений, М., 1978. В. П. Фраенов.  |