на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


СЛОЖНЫЕ ФОРМЫ - муз. формы из двух, трёх и более частей (каждая или только 1-я часть сложнее периода), сопоставленных по контрасту (различаются по тематизму, фактуре, тональности). Ранние образцы - в сюитах 16- 17 вв. (дубль - Da capo; с опоставление двух одноимённых, но разных танцев). Нормативные типы С. ф. выработаны композиторами венской классической школы. Наиб. распространена трёхцветная С. ф. (танцы, марши; скерцо, медленные части сонатно-симф. цикла; инстр. и вок. соч. разных жанров и др.). В её 1-й части обычны простые формы, встречаются вариации, сонатная форма (2-е части 7-й, 9-й симфоний Бетховена). 2-я часть- средняя: а) типа трио [одна из простых форм, устойчивая по структуре, иногда с переходом к 3-й части (П. И. Чайковский, 6-я симф., 2-я часть), реже сонатная (В. А. Моцарт, фп. соната D-dur, K.-V. 576, 2-я часть - сонатная форма без разработки) или период (С. В. Рахманинов, Прелюдия для фп. g-moll op. 23), тональность гл. обр. субдоминантовая, одноимённая, параллельная или основная); б) типа эпизода, тонально-гармонически и структурно неустойчивая, акцентирующая развитие нового материала (2-я часть фп. сонаты Es-dur op. 7 Бетховена: тема-предложение - разработка - переход; 2-я часть его же сонаты G-dur op. 31 № 1: ход - неустойчивая тема - предыкт). 3-я часть - реприза типа Da capo или варьированная (разл. усложнения чаще встречаются в формах с эпизодом). Возможны вступление, кода. Разновидности 3-частной С. ф.: с 2 трио, следующими подряд (В. А. Моцарт, соната для скр. и фп. K.-V. 570, 3-я часть) или разделёнными репризой (скерцо в соч. Р. Шумана); трёхпятичастная, возникающая от повторения, иногда с несуществ, изменениями, 2-й и 3-й частей (Марш Черномора из "Руслана и Людмилы"); двойная 3-частная - с повторением 2-й и 3-й частей с тональными изменениями (2-я часть 5-й симф. Шуберта): промежуточная между простой и сложной, где 1-я часть не сложнее. средняя часть сложнее периода ("Балет невылупившихся птенцов" из "Картинок с выставки" Мусоргского). В двухчастной С. ф. (в более раннкх образцах части в одной тональности) либо 1-я часть имеет характер вступительной (2 песни Веденецкого гостя), либо 2-я - заключительной (дуэттиноДонЖуанаиЦерлины) или припева (романс "Болеро" Глинки). Распространена в вок. соч., т. к. безрепризная контрастность требует смыслового подтверждения в тексте, сценич. ситуации (ариозо Лизы); в инстр. соч. может быть связана со скрытым программным подтекстом (Ноктюрн g-moll op. 15 Шопена). Принцип сложения формы из контрастных частей весьма распространён и многообразно претворяется в музыке 19-20 вв. Он лежит в основе составных форм с нерегламентиров. количеством частей (в т. ч. концентрической формы) и их расположением (Вальс Es-dur op. 18 Шопена, схема: ABCDA+кода). Во многих С. ф. 2-й пол. 19-20 вв. контраст частей усиливается до различия темпа, что сближает их с контрастно-составными формами.
См. лит. при ст. Форма музыкальная. Т. С. Кюрегян.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь