на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


СМЕШАННЫЕ ЛАДЫ, составные лады, - лады, совмещающие в себе признаки двух или неск. простых. С. л. могут быть стабильными (вадерживаемый лидомиксолидийский лад) и переменными (некоторые виды мажоро-минора; напр., в начале гл. темы кантаты Прокофьева "Здравица" С. л. - как мимолетное отклонение в одноим. минор и возвращение в осн. лад); однородными (напр., смешение двух диатоник - частое у И. С. Баха объединение миноров эолийского и мелодического) и разнородными (см. Роды интервальные; напр., С. л. гемиольно-дорийский в "Поганом плясе" из балета "Жар-птица" Стравинского); октавными (ладовые функции одноим. звуков в разных октавах тождественны) и неоктавными (не тождественны; особенно в ладах ум. или ув. октавы, напр. в начале коды из 1-й части 5-й симф. Шостаковича); однослойными или двух-, многослойными по изложению (когда в одном слое - один лад, в смежном - другой; см. Полиладовость, Политональность). Совмещение в С. л. контрастных ладовых интонаций ведёт к их взаимопроникновению и синтезу, при х-ром элементы простых ладов сливаются друг с другом (напр., начала 2-й симф. Бородина, 6-й фп. сонаты Прокофьева, "Музыки для струнных, ударных и челесты" Бартока). Ю. Н. Холопов.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь