на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


СОЕДИНЁННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ МУЗЫКА. Муз. культура США складывалась в процессе сложного взаимодействия между муз. традициями европейцев-иммигрантов, колонизовавших страну, позднее - негров-невольников из Африки и исконными традициями Амер. континента (гл. обр. муз. фольклор индейцев). Эти разнообразные пласты в своём сочетании и взаимовлиянии составили основу амер. проф. муз. искусства. В быту переселенцев были распространены пуританские псалмы и гимны; в 1781 поставлено одно из первых проф. муз. произв. - ораториальное действо "Независимая Америка, или Храм Минервы" Ф. Хопкинсона. В кон. 18 в. возникло т. н. движение хор. школ, возглавлявшееся У. Биллингсом и др. музыкантами-полупрофессионалами, в т. ч. Э. Лоу, Дж. Морганом; в их творчестве в результате трансформации псалмов первых переселенцев-пуритан сформировались новые, ставшие типичными для США религ. хор. гимны (т. н. белые госпелы, спиричуэлы). Одноврем. получила распространение музыка эмигрировавших из Европы проф. композиторов - Дж. Хьюитта, А. Рейнагля, К. Граупнера и др. С нач. 19 в. начались гастроли европ. оперных трупп. В формировании нац. черт амер. музыки важную роль сыграли странствующие муз.-драм. труппы, т. н. плавучие театры (на речных пароходах), театры менестрелей (возникли в 1820-х гг. в юж. р-нах США и позднее распространились по всей стране); для них характерно сочетание англо-кельтских нар. баллад, гор. лёгкожанровых песенок с негр. муз. и танц. искусством. С театром менестрелей связано творчество С. К. Фостера (создал популярные лирические и бытовые гор. песенки, близкие по стилю негр" фольклору), Д. Эмметта и др. Из этих муз.-театр. представлений, в которых своеобразно преломлялись исполнит. традиции и муз. фольклор амер. негров, в дальнейшем развились разл. нац. муз. жанры, такие, как спиричуэл (выдвинувший в 20 в. крупнейших исполнителей - П. Робсона, М. Андерсон и др.), блюз (У. Генри, Б. Смит и др.), регтайм (негр. композитор и исполнитель С. Джоплин) и др. Испан. и афро-лат. креольский фольклор использовал в своих произв. один из первых амер. пианистов, а также комп. Л. М. Готшалк (Готчок). Характерным явлением муз. жизни США сер. 19 в. было появление многочисл. духовых оркестров ("бэндов") и хоров, исполнявших гл. обр. патриотич. песни. С сер. 19 в. организуются симф. оркестры, муз.-уч. заведения и общества; для их развития большое значение имела муз.-просвет. и пед. деятельность Л. Мейсона. В 1883 в Нью-Йорке был открыт театр "Метрополитен-опера" (первоначально здесь ставились оперы только европ. композиторов, выступали крупнейшие европ. артисты и дирижёры). Среди композиторов США рубежа 19-20 вв. - X. Паркер, Дж. Пейн, Дж. Чедвик, А. Фут, представлявшие т. н. новоанглийскую (бостонскую) школу. К ней был близок и один из основоположников амер. проф. комп. школы - Э. Мак-Доуэлл, автор гл. обр. программных произв. романтич. характера, а также лирич. фп. пьес и песен (одним из первых в США использовал индейский муз. фольклор). Интерес к нар. искусству стал характерной чертой амер. комп. А. Фаруэлла, Ч. Кэдмена, Г. Гилберта (индейский, негр. и англо-кельтский муз. фольклор). Большое значение для развития творчества амер. композиторов имела работа А. Дворжака как педагога и композитора (в 1892-1895 рук. консерваторией в Нью-Йорке); в его струн. квартете (1892) и симфонии "Из Нового Света" (1893) претворены мелодич. и ритмич. особенности негр. и индейской музыки. Один из крупнейших амер. комп. Ч. Айвз обобщил в своём творчестве многообразные муз. традиции США - пуританский гимн, патриотич. песни, спиричуэлы, регтаймы, марши. Сочетая разл. виды и формы амер. музыки, Айвз предвосхитил политональность, полиритмию, коллаж, алеаторику и др. средства, получившие позднее развитие в творчестве европ. композиторов. Характерной чертой муз. жизни США 19-20 вв. стала система меценатства, при которой частные лица руководили деятельностью муз. opr-ций. Введённые меценатами премии (пр. Пулицера, пр. Гуггенхейма) и др. формы поощрения давали возможность амер. музыкантам совершенствоваться в странах Европы. Получив образование за рубежом, гл. обр. в Германии, они привнесли в муз. культуру США академич. традиции и профессионализм. В нач. 20 в. элементы франц. муз. импрессионизма внёс в амер. музыку Ч. М. Лёфлер (писал гл. обр. соч. для голоса с орк.). Несмотря на влияние франц. импрессионизма, "Шестёрки", творчества И. Ф. Стравинского (1910-20-х гг.), в произв. амер. композиторов 1920-х гг. У. Пистона, Р. Харриса, А. Копленда, Дж. Антейла и Э. Сигмейстера (учились в Париже), Г. Кауэлла, К. Раглса, Р. Сешнса, У. Г. Стилла и др. заметно утверждение нац. муз. стиля. Большой вклад в муз. культуру США внесли поселившиеся здесь после 1-й мировой войны 1914-18 музыканты из европ. стран, гл. обр. из России - М. Эльман, Е. Цимбалист, С. А. Кусевицкий, Л. С. Ауэр, Я. Хейфец, С. В. Рахманинов, И. А. Левин и Р. Левина, Г. П. Пятигорский, В. С. Горовиц и др., мн. из которых стали создателями исполнит. и пед. школ мирового значения. На творчество мн. амер. композиторов оказали влияние поселившийся в США Э. Блох и Э. Варез, а также эмигрировавшие перед 2-й мировой войной 1939-45 из Европы И. Ф. Стравинский, А. Шёнберг, П. Хиндемит, Э. Кшенек, Д. Мийо, Б. Барток и др. Они значительно обогатили музыку США, способствовав распространению совр. европ. муз. традиций, воздействие которого усилилось с кон. 40-х гг. На рубеже 19-20 вв. в Новом Орлеане зародились ранние формы джаза, получившего широкое распространение после 1-й мировой войны 1914-18. Среди крупных мастеров этого жанра - руководитель популярных джазовых оркестров, трубач и певец Л. Армстронг, комп. и пианист Дюк Эллингтон, пианист У. Бейси (один из родоначальников "суинга"), кларнетист и дирижёр Б. Гудмен. Мн. стилистич. приёмы джазовой музыки получили широкое применение в творчестве большинства амер. композиторов. На основе симфонизации джаза и развития характерных черт афро-амер. фольклора (блюз, спиричуэл) Дж. Гершвин создал глубоко национальную по стилю "Рапсодию в блюзовых тонах" (1924), концерт для фп. с орк. (1925), оперу "Порги и Бесс" (1935), популярные джазовые лирич. песни и др. Типичные особенности амер. нар. танцев и джазовые приёмы использовали И. Ф. Стравинский ("Регтайм" для 11 инстр., 1918) и др. европ. композиторы. Развитие популярной музыки и некоторых специфич. амер. театр. форм (ревю, шоу) привело к возникновению мюзикла, среди лучших образцов которого - "О тебе я пою" Гершвина (1931), "Оклахома!" Роджерса (1943), "Моя прекрасная леди" Лоу (1956), "Вестсайдская история" Бгрнстайна (1957) и др. Возросший в 30-40-х гг. интерес к нац. муз. фольклору (его изучением и систематизацией занимались Дж. Э. Ломаке, С. Шарп и др.) был вызван распространением стиля "кантри-мьюзик" (сельская музыка и её разновидности; Дж. Роджерс, Р. Эйкаф и др.). Одноврем. завоевал признание т. н. гор. блюз (X. Ледбелли, Б. Смит и др.). Рост популярности социально-политич. песни протеста был обусловлен новой волной рабочего движения в 1930-х гг. ("Красные тридцатые"). Разл. муз. прогрессивные организации (Клуб им. Дегейтера, "Рабочая муз. лига" и др.) объединяли исполнителей и композиторов (В. Гатри, П. Сигер, П. Робсон, А. Копленд, Р. Харрис, Э. Сигмейстер, М. Блицстайн, У. Риггер и др.). Среди крупнейших амер. композиторов (с 1940-х гг.) - У. Шумен, Дж. Карпентер, С. Барбер, Дж К. Менотти, В. Персикетти, Э. Картер, Л. Бернстайн (также дирижёр и пианист), П. Крестон, М..Беббитт, Л. Фосс, А. Хованесс, П. Меннин, Л. Кёрчнер, Дж. Крам, Дж. Итон, Ф. Гласе, С. Рейк. Среди известных исполнителей: дирижёры Ю. Орманди, Л. Стоковский, Г. Шолти, Л. Маазель; пианисты Дж. Браунинг, Р. Серкин, Б. Джайнис, В. Клайберн, М. Дихтер; скрипачи И. Менухин, Н. Мильштейн, И. Стерн; певцы М. Ланца, М. Хорн, Б. Силе, А. Моффо, М. Андерсон, М. Доббс, Л. Прайс. Среди музыковедов: Н. Слонимский, Г Чейз, П. Г. Ланг, К. Палиска, У. Хичкок, Б. Шуорц. Крупнейшие оперные компании - "Метрополитен-опера" и "Нью-Йорк-Сити-Опера". В США гастролируют европ. солисты и муз. коллективы. Конц. жизнь контролируется коммерч. орг-циями, владеющими сетью конц. бюро по всей стране. Высоко поставлено муз. образование. Мн. муз. школы и консерватории финансируются частными фондами, в т. ч. Джульярдская школа (Нью-Йорк), Муз. институт Кёртис (Филадельфия), Истменская школа музыки (Рочестер). Специфич. форма амер. муз. образования - муз. колледжи, существующие при мн. университетах (как правило, имеют оркестры, ансамбли, хоры и др.). Работают св. 60 проф. симф. оркестров (в т. ч. Нью-Йоркский, Бостонский, Филадельфийский, Кливлендский, Чикагский), многочисл. муз. общества, ассоциации, издательства, фирмы грампластинок, проводятся муз. конкурсы и фестивали. Амер. муз. культура 1960-х - нач. 80-х гг. испытывает, с одной стороны, воздействие экспериментальной музыки, выразившей поиски в области расширения звуковых возможностей, в т. ч. использование компьютеров (Дж. Кейдж, М. Беббитт, О. Люнинг, Э. Браун и др.), с другой - всё усиливающееся влияние разл. видов поп-музыки.
Финклстайн С., Композиторы США сегодня, "СМ", 1959, № 10; Конен В. Д., Пути амер. музыки. Очерки по истории муз. культуры США, М., 31977; её же, Рождение джаза, М., 1984; Коллиер Дж. Л., Становление джаза, пер. с англ., М., 1984; Rittеr F. L., Music in America, N. Y.. 1883, N. Y. - L., 1970; Chase O., America's music..., N. Y. - [a. o.l, 1955; Hоward J. Т., Веllоws О. К., A short history of music in America, N. Y., 1957; Thompson V., American music since 1910, N. Y., 1971; Hitсhсосk H. W., Music in the United States: A historical introduction, "Englewood Cliffs (N. J.), 1974; Engel L., The American musical theater, N. Y., 1975; History of American music, ed. by W. L. Hubbard, N. Y., 1976; Polk music and modern sound, Jackson, 1982; Тауlоr P., Popular music since 1955, L. - N. Y., 1985. The New Grove dictionary of American music, ed. by H. W. Hitchcock and S. Sadie, v. 1-4, L., 1986.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь