на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


СОНАТНАЯ ФОРМА - форма музыкальная, основанная на экспозиц. противопоставлении и репризном объединении муз. материала по к.-л. признаку (как правило, тональному и тематическому). Наиб. сложная и наряду с этим гибкая среди гомофонных форм, способная отобразить действительность в многообразии, резких образных контрастах и вместе с тем в единстве, диалектич. взаимопереходах противоречащих начал. С. ф. закрепилась в первых частях сонатно-симф. цикла (см. Циклические формы), реже - в финалах, медленных частях и скерцо. Состоит из трёх осн. разделов -экспозиции, разработки и репризы; возможны вступление и кода. Сонатная экспозиция (в соч. 2-й пол. 18 - нач. 19 вв. обычно повторяется) включает изложение и первонач. развитие осн. тем. Главная партия (ГП), содержащая ведущую муз. мысль - тему действенного характера в осн. тональности, даёт импульс для дальнейшего движения. Неустойчивая и текучая связующая партия (СП) образует тональный переход (см. Модуляция, Предыкт) и продолжает развитие ГП. Иногда для большего контраста СП отсутствует. Тема побочной партии (ПП) (обычно лирич. характера) излагается, как правило, в доминантовой тональности. Возможны ГП и ПП на одной теме (как правило, с некоторыми изменениями) или несколько тем внутри ПП (напр., в 1-й части 5-й симф. Чайковского). В течении ПП всегда существует момент развития, т. н. перелома (чаще "прорыв" элементов ГП, напр. в 1-й части 2-й фп. сонаты Бетховена), требующий завершения и подытоживания экспозиции в заключит. партии (ЗП). Сонатная разработка обычно состоит из трёх разделов: вступительного, основного (посвящённого развитию материала) и переходного, подготавливающего репризу (как правило, с предыктом). В сонатной репризе ПП транспонируется в осн. тональность, уравновешивая этим форму в целом. Иногда используется обратный порядок следования тем (ПП, ГП), образующий т. н. зеркальную репризу. В 19 в. в репризах возможны видоизменение или трансформация тем, сближение их облика или совместное проведение (что обусловлено конкретным художеств. замыслом). Классической С. ф. предшествовала старинная С. ф. (18 в.; произошла от старинной двухчастной формы), состоящая из двух разделов. Первый - модулирующая из основной в доминантовую тональность экспозиция с малоконтрастными, структурно незамкнутыми темами и слитной побочно-заключит. партией. Второй раздел - разработочно-репризный: начинается с развития, подобного разработке (ГП в тональности окончания экспозиции), и завершается собственно репризой - транспонированной в осн. тональность ПП. Закономерности классич. форм совмещаются здесь с сохранившимся от барокко принципом развёртывания. Существует неск. разновидностей С. ф. В С. ф. без разработки (как правило, в медленных частях сонатно-симф. цикла и увертюрах) преобладает экспозиционность, темы контрастны, структурно замкнуты и не предполагают развития. В С. ф. с эпизодом вместо разработки как раздела излагается новая тема (б. ч. в финалах; см. также Рондо-соната). С. ф. с двойной экспозицией (в первых частях инстр. концертов 2-й пол. 18-19 вв.) подчинена идее концертирования - сопоставлению солиста и оркестра. 1-я орк. экспозиция заканчивается в осн. тональности, 2-я экспозиция (солист с оркестром) на новых или прежних темах - в доминантовой. Специфич. черта этой формы - наличие виртуозной каденции (2) солиста перед репризой или в её конце (ЗП, кода). С. ф. испытала значит. историч. эволюцию. В эпоху романтизма в ней увеличилась роль экспозиционности и контрастных сопоставлений, формы тем укрупнились, ПП подчас превалирует над ГП. Индивидуализированная (в т. ч. благодаря программности) С. ф. романтиков нередко приближается к свободным и смешанным формам. В 20 в. С. ф. сохранила большое значение и обогатилась новым! драматургическими решениями (напр., в 1-й части 7-й симф. Шостаковича резкий контраст между не гл. темами, а экспозицией и разработкой, трансформация тем в репризе до едва узнаваемого облика и др.). См. лит. При ст. Форма музыкальная.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь