на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


СОНОРИКА (от лат. sonorus - звонкий, звучный, шумный) - в музыке 20 в. один из методов сочинения, основанный на оперировании темброкрасочными звучностями - сонарами. Особенности С. заключаются в преобладании фонической, красочной стороны (см. Фонизм), обусловленной специфич. звуковысотными отношениями, а также значительно возросшей координирующей ролью темброартикуляц. и динамич. средств. Разница между С. и обычной, "тоновой" музыкой заключается в отборе звучаний: если в "тоновой" музыке ясно различима высотная дифференциация звуков, то в С. ведущее значение имеет общее впечатление звуковой краски, а не отд. тонов и их интервальных отношений. В историко-стилевом отношении звукокрасочная сторона музыки имеет собств. логику развития. В ней можно выделить три ступени-градации, дифференцируемые по степени различимости тонов: 1) колористика - музыка тоно-красочных звучностей, в которых различимы все тоны (начало этюда gis-moll Шопена, сцена превращения рыб в 4-й картине "Садко", колокольные гармонии у М. П. Мусоргского, С. В. Рахманинова); 2) сонорика - музыка звучностей, в которой при ярком ощущении краски звучания различается лишь меньшая часть образующих его тонов ("Звуки ночи" из цикла "На вольном воздухе" Бартока, 3-я часть "Лирической сюиты" Берга, 3-я часть 3-й симф. Прокофьева, начало 2-й симф. Шостаковича); 3) сонористика (термин введён Ю. Хоминьским) - музыка темброзвучностей (без определ. высоты и эффекта тоновости), которые воспринимаются как целостные, не делимые на тоновые части красочные блоки ("Атмосферы" Лиггти, "Трен" Пендерецкого, окончание 1-й части Концерта-буфф Слонимского, "Pianissimo" Шнитке). Наибольший эффект от применения сонорных звучаний возникает при соединении их с др. формами организации муз. материала, напр. в переходах ("пермутациях") от красочных сонорных кластеров к одному выдержанному тону: А. Губайдулина. Концерт для фагота в низких струнных, 2-я часть. Трактовка С. может отражать особенности муз. фольклора (Н. Н. Сидельников, Г. А. Канчели, А. Р. Тертерян, Э. Тамберг, Б.-В. Кутавичюс, Ю. Юозапайтис). Нередко нар.-песенный материал (в примере ниже - марийский) получает в условиях С. особенно красочный облик: Я. Эшпай. 3-я симфония, 1-я часть.
Тюлин Ю. Н., Учение о гармонии, т. 1, М.-Л., 1966; Холопок Ю. Н" Функциональный метод анализа совр. гармонии, в сб.: Теоретич. проблемы музыки XX в., в. 2, М., 1978; Задерацький В., Сонористичне перетворения принципу остинатности у творчости Олив'е Mecciana, в сб.: "Украинське музикознавство", [т.] 14, КиеB, 1979; Назайкинский Е. В., Звуковой мир музыки, М., 1988.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь