на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


СОЦИОЛОГИЯ МУЗЫКИ - наука о взаимосвязи музыки и общества. Теоретич. С. м. изучает общие закономерности взаимодействия музыки и общества, типологию муз. культур. В сферу эмпирической (конкретной, прикладной) С. м. входят исследования данных муз. жизни (отчёты конц. орг-ций, статистика производства и сбыта нот, пластинок и др., результаты опросов и анкетирования слушателей и музыкантов и т. п.). Этот материал является фактологич. основой для разработки вопросов теоретич. С. м. и одноврем. служит практич. целям управления муз. культурой, прогнозирования её развития. м. как особое направление зародилась в кон. 19- нач. 20 вв. в исследованиях муз. быта различных исторических эпох (труды Г. Кречмара, П. Беккера, X. И. Мозера и др.). В 1-й пол. 20 в. значит. влияние на развитие зап.-европ. теоретич. С. м. оказала кн. "Рациональные и социологич. основы музыки" М. Вебера (1921), в 50-60-х гг.- труды Т. Адорно. В 60-70-х гг. появились многочисл. работы, анализирующие муз. вкусы разл. групп населения. Специально исследуются экономич. и социально-психологич. аспекты совр. муз. жизни. Ещё в домарксистский период рус. муз. мысль накопила мн. ценных социологич. наблюдений (А. Н. Серов, В.В. Стасов и др.). После Окт. революции 1917 С. м. стала развиваться как один из разделов марксистской науки об искусстве. В трудах А. В. Луначарского рассматриваются обществ. роль музыки, связи между муз. тенденциями и социальным контекстом культуры. Зависимость муз. языка от смыслового содержания культуры разных эпох прослежена в работах Б. Л. Яворского. В ряде работ сов. музыковедов 20-х гг. проявились упрощенческие тенденции, игнорирование специфики художеств. творчества, прямолинейное понимание зависимости надстройки от экономич. базиса, характерные для т. н. вульгарного социологизма. Эти взгляды в значит. мере преодолены в трудах Б. В. Асафьева, по инициативе которого был создан кабинет по изучению муз. быта (КИМБ) при Ин-те истории искусств в Ленинграде (в организации и работе КИМБ участвовал также Р.И. Грубер). В ходе исследования бытовой музыки была сформулирована теоретико-социологич. идея о зависимости муз. языка от функций, выполняемых музыкой в разл. бытовых ситуациях. При этом нормы муз. языка, утверждающиеся в жанрах прикладной музыки, постепенно обретают художеств. автономию и способность к имманентному саморазвитию. Социологич. теория муз. языка и образа включает также идеи А. А. Альшванга об "обобщении через жанр". В качестве самостоят. науч. дисциплины теоретич. С. м. начиная с 60-х гг. была систематизирована в трудах А. Н. Сохора. Исследования по прикладной С. м. ведутся при СК СССР, во ВНИИ искусствознания и др. научно-исследоват. учреждениях. Типология слушательских групп, тенденции муз. жизни страны, роль музыки на радио и ТВ освещены в работах В. С. Цукермана, Э. Е. Алексеева, Г. Л. Головинского, Г. Ш. Орджоникидзе, А. Клотиньша, А. А. Золотова и др. В социологич. ключе проблемы муз. творчества и восприятия музыки ставятся в работах Н. Г. Шахназаровой, Е. В. Назайкинского, В. В. Медушевского, И. Е. Попова и др. Социологич. вопросы муз. исполнительства затрагиваются в трудах Л. А. Баренбойма, Г. М. Когана, Ю. В. Капустина и др. Указанные направления в муз.-социологич. исследованиях нашли отражение в трудах учёных др. стран: Е. Павлова (НРБ), И. Витаньи, Я. Мароти, Й. Уйфалушши (ВНР), К. Брэилою (СРР), З. Лиссы (ПНР), К. Нимана, Г. Кнеплера (ГДР), И. Супичича (СФРЮ). Л. Мокрого. И. Фукача, М. Черны (ЧССР) и др.
Игорь Глебов [Асафьев Б. В.], О ближайших задачах социологии музыки [предисловие], в кн.: Мозер Г., Музыка ср.-век. города, пер. с нем., Л., 1927; его же, Муз. форма как процесс, кн. 1-2, Л., 1971; его же, Избр. статьи о муз. просвещении и образовании, 2Л., 1973; Луначарский А. В., В мире музыки, 2М., 1971; Цукерман В. С., Музыка и слушатель, М., 1972; Капустин Ю., Музыкант и публика, Л., 1976; Михайлов А. В., Муз. социология: Адорно и после Адорно, в сб.: Критика совр. бурж. социологии искусства, М., 1978; Сущенко М., Нек-рые проблемы социологич. изучения популярной музыки в США, там же; Вопросы социологии искусства, сб., М., 1979; Вопросы социологии искусства, сб., Л., 1980; Сохор А. Н., Вопросы социологии и эстетики музыки. Сб. ст., кн. 1-3, Л., 1980-83; Weber M., Die rationalen und sozioiogischen Grundlagen der Musik, Munch., 1921; Blaukopf K., Musiksoziologie, St. Gallen, 1950; его же, Musik im Wandel der Gesellschaft: Grundzuge der Musiksoziotogie, Munch. - Z., 1982; Adоrnо Т. W., Einleitung in die Musiksoziologie, Fr./M., 1962; Уйфалуши Й., Мароти Я., Золтай Д., Социалистическата култура и марксистската музикална зоциология, "Музикални хоризонти", 1975, № 19; Кnерler G., Geschichte als Weg zum MusikverstSndnis..., Lpz., 1977; Rummen heller P., Einfflhrung in die Musiksoziologie, Wilhelmshaven, 1978; Fohrbeck K., Musik, Statistik, Kulturpolitik..., Koln, 1982. В. Чередниченко.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь