Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
СПИРИЧУЭЛ (от англ. spiritual - духовный) - духовная песня американских негров. Возникла в юж. штатах США. В 60-х гг. 19 в. появились первые записи С., после чего они получили широкую известность. имеет афр. и англо-кельтские истоки (в т. ч. протестантский хорал) и представляет собой один из осн. жанров афро-амер. фольклора США. Поэтич. тексты связаны с библейскими образами, которые сочетаются с мотивами, навеянными повседневной жизнью негров (преим. трагич. настроения, порой ноты протеста, но иногда и юмористич. темы). В основе С. - доступная и выразит. мелодия, своеобразная в ладовом и ритмич. отношениях. Диатонич. попевки сочетаются в С. с постоянно колеблющейся мажорной или минорной терцией (т. н. блюзовая тональность); часто используются нетемпериров. звуки, глиссандирование. Ритмич. своеобразие определяется постоянным наложением синкоп на традиц. ритмич. формулы европ. происхождения. С. поются хором a cappella (с хлопками и танц. движениями), образующим сложную гетерофонно-подголосочную ткань, или солистами с сопровождением. Мн. композиторы использовали мелодии и общий склад С. (Дж. Гершвин, Ф. Дилиус, Дж. Пауэлл и др.). Среди ведущих исполнителей С. - М. Джексон, П. Робсон, С. Воан, М. Андерсон. С. оказал влияние на формирование джаза, поп-музыки. В 18-19 вв. в США была широко развита и традиция т. н. белого С., тесно связанная со стилем европ. гимнодии (см. Гимн). Конен В. Д., Пути амер. музыки, М., 1977. |