на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


СТИЛЬ МУЗЫКАЛЬНЫЙ (от лат. stilus, stylus - палочка для письма; способ изложения, склад речи) - понятие эстетики и искусствознания, фиксирующее системность выразит. средств. В эстетике музыкальной категория стиля появилась в кон. 16 в. в связи с дифференциацией содержания проф. музыки (ранее преим. культовой) и возникшей отсюда необходимостью различать содержание произв. и способы его выражения (к последним и была отнесена категория С. м.). В 16-17 вв. под С. м. подразумевали характеристику жанра н нац. школ. В 18 в. прибавилось более широкое значение - С. м. историч. периода (в полемике сторонников нового гомофонно-гармонич. письма с приверженцами старого, полифонического), в 19 в. - более узкое значение, указывающее на индивидуальную манеру письма композитора. В 20 в. вследствие подчас резких различий между разными этапами творчества одного композитора о С. м. говорят и по отношению к периоду творчества того или иного автора, а также - применительно к отд. произведению. Понятие С. м. включает как эстетич., так и историч. аспекты. В эстетич. аспекте оно имеет оценочное значение, указывая на единство, органичную взаимосвязь выразит. средств произв., диалектич. соотношение традиционного и новаторского в индивидуальном комп. языке. В эстетич. плане С. м. может выступать и как свидетельство концепционной направленности произв. Закрепляя за собой определ. содержат. ассоциации, стилевые признаки музыки прошлого в творчестве композиторов 19 в. и особенно 20 в. могут выступать как "второй язык", на котором говорится о "первом" - т. е. об атмосфере эпохи, идейно-эмоц. ценностях, воплощавшихся в стилизуемых языковых нормах (см. Стилизация, Полистилистика'). В историч. аспекте С. м. означает типологич. особенности системы муз. языка как этапа в общем процессе или отд. линии в развитии искусства. Особо активно категория С. м. в историч. смысле употребляется с кон. 19 в. в связи с проблемой периодизации истории музыки. О С. м. правомерно говорить также в связи с исполнит. интерпретацией, система выразит. средств которой зависит от стиля композиции, но в то же время обладает относит. самостоятельностью.
Кузнецов К., Стиль в музыке, "Муз. образование", 1930, № 4-5; Сохор А. Н., Стиль, метод, направление, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, в. 4, Л., 1965; Скребков С. С., Художеств. принципы муз. стилей, М., 1973; Михайлов М. К., Стиль в музыке, Л., 1981; Савенко С. И., Есть ли индивидуальный стиль в музыке поставангарда?, "СМ", 1982, № 5; Adlеr О., Dcr Stil in der Musik. Lpz., 21929; Сrocker R. L., A history of musical style, N. Y. - [a. o.l, 1966. См. также лит. при статьях Барокко, Импрессионизм, Классицизм, Неоклассицизм, Романтизм, Экспрессионизм. Т. В. Чередниченко.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь