на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


СТРЕТТА (итал. stretta, от stringere - сжимать, сокращать) - 1) изложение полифонич. темы в виде простой или канонич. имитации, характеризующееся вступлением имитирующего голоса до момента окончания темы в начинающем голосе. Обусловливает тематич. концентрацию и уплотнение звучания. Встречается в полифонич. формах (также в полифонизиров. разделах гомофонных форм), гл. обр. в фуге, где является одним из составных элементов и находит применение во всех разделах. 2-гол. канон - наиб. распространённая форма С.; нередко после окончания темы в начинающем голосе она вступает в 3-м голосе, и 3-гол. С. складывается как цепочка 2-гол. канонов (фуга F-dur из 1-го т. "ХТК", такты 37-44). С., представляющая собой канон во всех голосах (последний вступает до момента окончания темы в начинающем), наз. магистральной (stretto maestraie - фуги C-dur, b-moll из 1-го т. "ХТК"). Особой полифонич. полнотой отличаются С. в виде двойного канона: на 2 темы (фуга e-moll op. 87 № 4 Шостаковича), на тему с удержанным противосложением (фуга из квинтета ор. 57 Шостаковича). С. может быть усложнена использованием увеличения, обращения и др. способов полифонич. преобразования (см. пример в ст. Увеличение). В сложно построенных фугах образуется система варьированных С. (фуги dis-moll, b-moll из 1-го т. "ХТК"). 2) Ускорение движения в заключит. разделе крупного произведения. Получило распространение в 18 в. в финалах оперных актов (piu stretto в 1-м д. "Дон Жуана"). Реже С. называется ускорение темпа в заключит. разделе инстр. произв. (Presto в коде финала 5-й симф. Бетховена). См. также Кабалетта. Иногда С. называют имитацию в уменьшении.
См. лит. при ст. Фуга. В. П. Фраёнов.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь