на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


СТРОЙ в музыке (англ. tuning, temperament; франц. temperament; нем. Stimmung) - 1) система наиб. типичных звуковысотных отношений, обусловленная нац. и историч. своеобразием муз. культур. В муз. практике С. существует в виде инвариантных слуховых представлений о высотах ступеней звукоряда, фиксируемых в нотной записи. Муз. С. выражается также рядом чисел (т. н. математический С.), показывающих, как соотносятся друг с другом частоты звуков, напр. во сколько раз частота колебаний верх. звука интервала больше частоты колебаний нижнего. Так, акустически чистая квинта обозначается 3:2, темперированный полутон - 1,0595. Появление различных С. обусловлено эволюцией муз. мышления. Пифагоров строй получил широкое применение в период развития одноголосия; для хор. многоголосия потребовался чистый (натуральный или терцово-квинтовый) С. Дальнейшее развитие европ. ладогармонич. системы (увеличение числа используемых тональностей, появление сложных аккордов, модуляций и т. п.) привело к неравномерной, а затем к равномерной 12-ступенной темперации. С. с математически точной фиксацией высот звуков передаёт норму звуковых отношений. Наиб. точно такой С. может быть реализован при настройке муз. инструментов с фиксиров. высотой звуков. В пении и при игре на инструментах с нефиксиров. или частично фиксиров. высотой звуков, как показали исследования Н. А. Гарбузова, применяется т. н. зонный С. (см. Зона). Он отражает стремление исполнителей в художеств. целях усилить или ослабить (при помощи небольших повышений или понижений звуков) ладовые тяготения. 2) Частота (высота) эталонного тона а1. В СССР в соответствии с ОСТ-7710 для а' установлена частота 440 герц. 3) Тип настройки или конструкции муз. инструментов (квинтовый С. скрипки, хроматический - баяна, натуральный - валторны). С. дух. инстр. определяет соотношение между их реальным звучанием и нотной записью для них (труба in В, кларнет in A). 4) Согласованность между певцами в хоре в отношении точности интонирования, важнейшая характеристика хор. звучания. Различают мелодич. и гармонич. хоровой С. 5) То же, что тональность (устар.).
Риман Г., Акустика с точки зрения муз. науки, пер. с нем., М., 1898; Гарбузов Н. А., Внутризонный интонационный слух и методы его развития, М.-Л., 1951; Муз. акустика, М., 21954; Шерман Н. С., Формирование равномерно-темперированного строя, М., 1964; Пигров К. К., Руководство хором, М., 1964; Переверзев Н. К., Проблемы муз. интонирования, М., 1966. Н. Рагс.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь