на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



СТРОЙ в музыке (англ. tuning, temperament; франц. temperament; нем. Stimmung) - 1) система наиб. типичных звуковысотных отношений, обусловленная нац. и историч. своеобразием муз. культур. В муз. практике С. существует в виде инвариантных слуховых представлений о высотах ступеней звукоряда, фиксируемых в нотной записи. Муз. С. выражается также рядом чисел (т. н. математический С.), показывающих, как соотносятся друг с другом частоты звуков, напр. во сколько раз частота колебаний верх. звука интервала больше частоты колебаний нижнего. Так, акустически чистая квинта обозначается 3:2, темперированный полутон - 1,0595. Появление различных С. обусловлено эволюцией муз. мышления. Пифагоров строй получил широкое применение в период развития одноголосия; для хор. многоголосия потребовался чистый (натуральный или терцово-квинтовый) С. Дальнейшее развитие европ. ладогармонич. системы (увеличение числа используемых тональностей, появление сложных аккордов, модуляций и т. п.) привело к неравномерной, а затем к равномерной 12-ступенной темперации. С. с математически точной фиксацией высот звуков передаёт норму звуковых отношений. Наиб. точно такой С. может быть реализован при настройке муз. инструментов с фиксиров. высотой звуков. В пении и при игре на инструментах с нефиксиров. или частично фиксиров. высотой звуков, как показали исследования Н. А. Гарбузова, применяется т. н. зонный С. (см. Зона). Он отражает стремление исполнителей в художеств. целях усилить или ослабить (при помощи небольших повышений или понижений звуков) ладовые тяготения. 2) Частота (высота) эталонного тона а1. В СССР в соответствии с ОСТ-7710 для а' установлена частота 440 герц. 3) Тип настройки или конструкции муз. инструментов (квинтовый С. скрипки, хроматический - баяна, натуральный - валторны). С. дух. инстр. определяет соотношение между их реальным звучанием и нотной записью для них (труба in В, кларнет in A). 4) Согласованность между певцами в хоре в отношении точности интонирования, важнейшая характеристика хор. звучания. Различают мелодич. и гармонич. хоровой С. 5) То же, что тональность (устар.).
Риман Г., Акустика с точки зрения муз. науки, пер. с нем., М., 1898; Гарбузов Н. А., Внутризонный интонационный слух и методы его развития, М.-Л., 1951; Муз. акустика, М., 21954; Шерман Н. С., Формирование равномерно-темперированного строя, М., 1964; Пигров К. К., Руководство хором, М., 1964; Переверзев Н. К., Проблемы муз. интонирования, М., 1966. Н. Рагс.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
С..

СИХРА

СИЦКИ

СКИПА

СКЛЯР

СКОТТ

СКРИБ

СКЮДО

СОВЕР

СОКОР

СОЛЕР

СОМИС

СОНОР

СОХОР

СРИНГ

СТАЙН

СТЕРН

СТИЛЛ

СТОИН

СТОПА

СУРМА

СУРНА

СЬЕПИ

СЮИТА

ТUТТI

ТАБЛА

ТАГОР

ТАЙЕР

ТАЛИХ

ТАЛЬЯ

ТАМУР

ТАНГО

ТАПЁР

ТАРАФ

ТАУРЕ

ТВИСТ

ТЕЙЕР

ТЕМБР

ТЕНОР

ТИБИЯ

Музыкальный словарь ver16