на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ТАДЖИКСКАЯ МУЗЫКА. Самые ранние свидетельства о музыке народов древних гос-в Согда, Бактрия, Уструшани, связанных исторически с Таджикистаном, относятся к 3-2 вв. до н. э. Т. м. развивалась как одногол. искусство устной традиции в народном, нар.-проф. и проф. руслах. Нар. и нар.-проф. музыка включает трудовые, обрядовые, лирические, эпические (в т. ч. эпос "Гуругли", исполняющийся в специфич. горловой манере) и др. песни, а также инстр. пьесы. Песни исполняются как соло, так и в сопровождении одного или неск. инстр. (гл. обр. в унисон). Звукоряды Т. м. совпадают со звукорядами натуральных ладов; встречается лад с ув. секундой между 2 и 3 ступенями. Богата и разнообразна метроритмика песен и инстр. пьес. Самый распространённый размер 6/8. Применяются также и др. размеры, каждый из которых представляет собой особую метроритмич. формулу, идущую от усулей (ритмов ударного инстр. - дойры). Диапазон напева охватывает интервалы от терции до октавы. Широко используются разл. мелизмы - форшлаг, глиссандо, а также приём нола (опевание одного звука другими, не имеющими точной нотации). Распространение получили песни со структурой типа a-b-c-b. Песни лирич. жанра - более развёрнуты. В вок. культуре таджиков сложились своеобразные манеры пения: ишками (брюшное), биниги (носовое) и гулуги (горловое). Среди нар. инструментов: струнно-щипковые - кашгарский рубаб (см. Рубоб), танбур, дутор, думбрак, сетор; струнно-смычковый гиджак; духовые - пай, карнай, сурнай, кушнай, тутык; струнно-ударный чанг; ударные - таблак (см. Гавляк), нагора (см. Нагара), дойра, кайрок (см. Кайрак), занг (бубенчики), чанг-кобус (варган). Тадж. нар.-проф. и проф. музыка устной традиции - гор. культура, зародившаяся на основе нар. творчества. Развивалась в постоянном взаимовлиянии с фольклором, наиб. расцвета достигла в ср. века в крупных центрах (Герат, Бухара, Самарканд). Существовали разл. объединения (цехи) музыкантов-профессионалов - созанда, мавригихоны, макомисты. Вершина классич. муз. искусства тадж. и узб. народов - шашмаком (одно из разветвлений в системе макомата на Востоке в целом; см. Маком). Сведения о муз. культуре таджиков содержит ряд трактатов по музыке выдающихся учёных Бл. Востока и Ср. Азии: аль Фараби (9-10 вв.), Ибн Сины (10-11 вв.), Сафиад-Дина Урмави (13 в.), Джами (15 в.), Каукаби Бухари (16 в.), Дарвеша Али Чанги (17 в.). Установление Сов. власти в Таджикистане обусловило новый этап в развитии муз. культуры. Создаются муз. уч. заведения: Муз. техникум в Ленинабаде (1929), Художеств. комбинат (школа) в Душанбе (1934; с 1937 - муз.-балетная школа). Наряду с изучением тадж. нар. и классич. музыки было введено обучение европ. муз. грамоте. Важную роль в этом процессе сыграли музыканты и педагоги Н. Н. Миронов, А. М. Листопадов, Н. Н. Руднев, С. А. Баласанян, А. С. Ленский, С. Ю. Урбах, Г. Бахор, X. Назаров, Д. Айрапетянц, М. Калантаров и др. В 1929 в Душанбе открылся драм. театр, из состава которого в 1934 выделилась муз. труппа, ставящая муз. драмы (см. Таджикский театр оперы и балета). В 1938 создана Тадж. филармония, в к-рую вошли оркестр нар. инстр. (1937), ансамбль рубабисток (1940), ансамбль песни н танца (1940), памирские этнографич. и детские ансамбли (1940). Организованы н.-и. (фольклорный) кабинет музыки (1938), СК Тадж. ССР (1940). В 1946.был утверждён Гимн Тадж. ССР (муз. С. А. Юдакова, сл. А. Лахути). Премьера первой тадж. оперы, в которой принципы европ. оперной драматургии сочетались с тадж. песенным фольклором, - "Восстание Восе" Баласаняна - состоялась в 1939. Первый нац. балет - "Две розы" Ленского был показан в 1941, В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 были созданы произв., отразившие борьбу сов. народа с фашизмом (муз. комедия "Розия" Баласаняна и 3. Шахиди, 1942; муз. драмы - "Песня гнева" Баласаняна, 1942; "Золотой кишлак" И. О. Рогальского - первое многогол. соч., созданное на основе памирского фольклора, 1944). В послевоен. годы не только продолжается дальнейшее развитие оперы и балета, но и создаются произв. в новых для Таджикистана жанрах, в т. ч. вок.-симфоническом: кантата "Цвети, Таджикистан" Сайфиддинова (1954), песня-кантата "Слава партии" Сабзанова (1956), кантаты "К партии" Д. Ахунова (1960), "Вечно живой" Дустмухамедова (посв. В. И. Ленину, 1970), оратория "Огни Нурека" Сабзанова (1970); вок.-симф. поэмы "Осторожно, Сталинград" (сл. В. А. Урина, 1967), "Дорога к мавзолею" (сл. М. Турсун-заде, 1969) Сайфиддинова, "Посвящение матери" Дустмухамедова (для голоса, чтеца и орк.; сл. Г. Мирзо, М. Фархата, А. Шукухи, Г. Сулеймановой, 1973). Первые произв. для симф. орк. появляются с кон. 40-х гг.: "Таджикская рапсодия" Ф. Салиева (1947), "Памяти Рудаки" Сабзанова (1958), "Праздничная увертюра" А. Хамдамова (1958), симф. поэмы "Золотой кишлак" Сайфиддинова (1962), "Ленин на Памире" Одинаева (1967), "1917 год" (1967) и "Симфония макомов" (1977) 3. Шахиди, "Память сердца" А. Салиева (1970), "Мараканда" Ф. Бахора (1970). Симфонии написаны также А. Одинаевым, Г. С. Александровым, А. Ядгаровым, М. Атоевым, Ю. Мамедовым, К. Яхьяевым, Д. Дустмухамедовым, Т. Шахиди, Ф. Бахором. Среди многочисл. опер, созданных с сер. 40-х гг.: "Тахир и Зухра" (1944), "Невеста" (1946), "Хосият" (1964) Ленского, "Бахтиор и Ниссо" Баласаняна (1954), "Пулат и Гульру" (1957), "Рудаки" (1976), "Айни" (1978) Сайфиддинова, "Комде и Мадан" (1960), "Рабы" (1980) 3. Шахиди, "Возвращение" Сабзанова (1967),"Шерак" С. Хамраева (1970), "Парасту" Одинаева (1970, первая телеопера), "Проклятый народом" (1973) и "Домик Заргуш-биби" (1978, первая детская опера), "Золотой кишлак" (1981) Дустмухамедова, "Хранительница огня" Т. Шахиди (1985). Среди балетов: "Лейли и Меджнун" Баласаняна (1947), "Дильбар" Ленского (1954), "Голубой ковёр" Вольберга (1958), "Золотая лань" Г.С. Александрова (для детей, 1968), "Смерть ростовщика" (по повести С. Айни, 1978), "Рубай Хайяма" (кинобалет, 1980), "Память сердца" (1983) Т. Шахиди, балет-триптих "Поэма гор" Ю. Мамедова (1984), оратория-балет "Далёкие голоса" Т. Сатторова (1988). Обращаются композиторы и к жанру оперетты ("Девушка из Душанбе" 3. Шахиди, 1967: "Живая вода" Г. С. Александрова, 1975). В 60-70-х гг. ярко выявилось стремление композиторов к обогащению муз. языка совр. средствами выразительности и к претворению глубинных фольклорных пластов в своих произв. Композиторы обращаются к жанру концерта для инстр. с орк. (Я. Сабзанов, X. Абдуллаев, Т. Яхьяев, Д. Дустмухамедов, А. Ядгаров, Е. Д. Лобенко, М. Атоев, Б. З. Пиговат, А.Ф. Яковлев), кам.-инстр. ансамблям (Ш. Сайфиддинов, Я. Сабзанов, Дж. Ахунов, М. А. Цветаев, Н. Ш. Муравин, Л. М. Бирнов, X. Абдуллаев, Ф. Бахор, А. Салиев, Ш, Пулоди, З. Зульфикаров, Ю. Мамедов, З. Миршакар, Д. Дустмухамедов, Т. Шахиди, А. Ф. Яковлев, Б. 3. Пиговат, Н. Пулатов, Т. Сатторов), пишут соч. для нац. инструментов с симф. орк. ("Фалак" Одинаева, для думбрака с орк., 1974), создают романсы на тексты из тадж. поэзии (З. Шахиди, А. Хамдамов, Ш. Сайфиддинов, Ш. Сахибов, Ф. Шахобов, Д. Дустмухамедов и др.). В 80-е гг. выдвигаются комп. А. Латиф-заде, X. Ниязи, П. Туроби, П. Турсунов, К. Тушинок, М. Хасанова, К. Хикматов, Б. Юсупов и др. Большое место в творчестве тадж. композиторов занимают песня, музыка к спектаклям драм. театра и к.-ф., эстр. музыка. В Тадж. ССР проводятся декады искусства, муз. конкурсы и фестивали. Среди известных муз. деятелей Таджикистана: дирижёры - нар. арт. Тадж. ССР И. Абдуллаев, А. Камалов, Ф. Салиев, А. Хамдамов, засл. деят. искусств Тадж. ССР Э. Д. Айрапетянц; хор. дирижёры - засл. арт. Тадж. ССР X. Муллокандов, засл. работник культуры Тадж. ССР 3. В. Трохина; режиссёр - нар. арт. СССР Г. Валамат-заде; певцы - нар. арт. СССР А. Бабакулов, Л. Кабирова, X. Мавлянова, Дж. Муродов, Т. Фазылова; нар. арт. Тадж. ССР С. Бандишоева, М. Бокиева, Р. Галибова, М. Ибрагимова, Б. Исхакова, Б. Маматкулов, Ш. Муллоджанова, Б. Ниёзов, О. Сабзалиева, Р. Толмасов; исполнители нар. песни - М. Баходуров, М. Назардодова, Н. Раупова, X. Ризо; исполнители на нар. инстр. - нар. арт. СССР Г. Гуломалиев, нар. арт. Тадж. ССР А. Алаев, Н. Шоулов. В республике функционируют (1988): Тадж. театр оперы и балета (1940, Душанбе), Респ. театр муз. комедии (Ленинабад), Обл. театр муз. комедии (Хорог), муз.-драм. театры (Куляб, Канибадам, Hay); Тадж. филармония (1938, в Душанбе), при ней - ансамбль рубабисток (1940), симф. орк. (1965), 3 ансамбля песни и танца; струн. квартет (1978); при Гостелерадио Тадж. ССР - оркестр нар. инстр., ансамбль шашмакомистов (1964), эстр. ансамбль "Гульшан" (1966), детский хор (1982) и др.; сектор истории искусств Ин-та истории АН Тадж. ССР (1958); Науч.-методич. центр Мин-ва культуры Тадж. ССР; СК Тадж. ССР (1940); Ин-т искусств (1973, в 1967-73 - ф-т искусств при Пед. институте, Душанбе); муз. уч-ща; респ. спец. муз. школы.
История музыки народов СССР, т. 1-5, М., 1970-74; Муз. жизнь Сов. Таджикистана, в. 1-2, Душ., 1974-75; Кароматов Ф., Нурджанов Н., Муз. искусство Памира, М., 1978. З. М. Таджикова.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь