на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ТАНГО (испан. tango) - 1) цыганское Т. (tango gitano) - сольный жен. танец с кастаньетами, распространённый в Андалусии до сер. 19 в. Принадлежит к группе танцев канте фламенко. 2) Андалусийское Т. (tango andaluz) - шуточная, иногда сатирич. уличная песенка, популярная в Севилье в 1850-80-х гг. Мелодии андалусийского Т. представляют собой 16-тактовый период из двух 8-тактовых предложений (куплет и рефрен), в 2-дольном размере, умеренно подвижном темпе и с остинатной фактурой гитарного аккомпанемента с постоянной ритмоформулой 2/4 в куплете и 2/4 в припеве при неизменном гармонич. контуре с чередованием I и V ступеней в мажоре. Андалусийское Т. имеет общие черты с кубин. хабанерой, распространившейся в Испании около сер. 19 в. В кон. 1870 или нач. 1880-х гг. андалусийское Т. проникло в Аргентину. 3) Креольское Т. (tango criollo), или Т. портеньо (tango porteno, т. е. буэиосайресское Т.), возникло в Буэнос-Айресе и его пригородах в 1880-х гг. от смешения мелодич. и ритмич. элементов андалусийского Т., кубин. хабанеры и аргент. милонги. Поначалу было песней, в кон. 1880-х - нач. 1890-х гг. приобрело хореографию, близкую хабанере и милонге, превратившись в парный танец типа контрданса. 4) Аргентинское Т. (tango argentine) - парный танец, сложившийся в Буэнос-Айресе в кон. 1890-х гг. в результате изменения хореографии креольского Т. Параллельно с Т.-танцем образовалась самостоят. форма - Т.-песня, Вильольдо. Аргентинское танго "Эль чекло". 1903. позже - Т. как самостоят. инстр. пьеса. Среди наиб. известных авторов аргент. Т.: А. Вильольдо, X. Матос Родригес (Т. "Кумпарсита"), Э. Донато, Р. А. Мендисабаль, Э. П. Дельфино, Х. Сандерс. В 1910 аргент. Т. проникло в Париж (тогда оно и получило назв. "аргентинское Т."), откуда, усовершенствованное хореографами, распространилось повсеместно как салонный и эстр.-бытовой танец.
Пичугин П., Танго и его история, "СМ", 1962, № 2; Вега К., Аргентинское танго, пер. с испан., в сб.: Музыка стран Лат. Америки, М., 1983, с. 193-218; La historia del tango, It.) 1-13, В. Alres, 1976-79; Pеrrеr Н., El libro del tango. Cronica у diccionario. 1850-1977, B. Aires, 1977.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь