на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ТАНЕЕВ Сергей Иванович (1856-1915) - рус. композитор, пианист, педагог, учёный, муз.-обществ. деятель. Сын магистра словесности, музыканта-любителя И.И. Танеева. В 1875 окончил Моск. конс. у Н. Г. Рубинштейна (фп.) и П. И. Чайковского (композиция). Выступал в. концертах как пианист-солист и ансамблист (в 1876 совершил конц. турне совм. с Л. С. Ауэром по городам Центр. и Юж. России, впоследствии играл с Г. Венявским, А. В. Вержбиловичем, с "Чеш. квартетом", в фп. дуэтах - с А. И. Зилоти, П. А. Пабстом и др.). Первый исполнитель мн. фп. произв. Чайковского, участвовал в исполнении собств. соч. (в России и за рубежом). В 1878-1905 деятельность Т. была неразрывно связана с Моск. конс. (с 1881 проф.), где он вёл классы гармонии, инструментовки, а также фп. (1881-88), свободного соч. (композиции, 1883-88), контрапункта и фуги (полифонии), муз. формы (с 1897), в 1885-89 директор. В 1905, в знак протеста против консервативных методов руководства и реакц. произвола дирекции, Т. демонстративно покинул консерваторию, куда, несмотря на просьбы профессоров и студентов, больше не возвратился. Однако Т. продолжал заниматься с учениками (безвозмездно, частным образом). Он оставался видной фигурой в муз. жизни Москвы: был одним из основателей и педагогов Нар. конс. (1906), одним из учредителей и активных чл. общества "Музыкалъно-теоретическая библиотека" (1908), участвовал в работе Пречистенских курсов для рабочих, ряда конц. орг-ций. Большое внимание уделял Т. изучению муз. фольклора. В 1880-х гг. записал от А. А. Гатцука и обработал 27 укр. песен, позднее гармонизовал 8 малорусских песен из собр. Н. А. Янчука, во время путешествия по Сванетии (1885) записал мн. песен и инстр. наигрыши народов Сев. Кавказа. Ему принадлежит первое историко-теоретич. исследование фольклора народов Кавказа ([О музыке горских татар], "Вестник Европы", 1886, кн. 1, с. 94-98). Убеждённый последователь классики (в его музыке нашли претворение традиции М. И. Глинки, П. И. Чайковского, а также И. С. Баха, Л. Бетховена), Т. предвосхитил многие тенденции муз. искусства 20 в. Его творчество отмечено глубиной и благородством замыслов, высокой этичностью и философской направленностью, сдержанностью высказывания, мастерством тематич. и полифонич. развития. Полифония приобрела особое значение в произв. Т., однако увлечение сложными полифонич. приёмами приводило порой к рационализму, рассудочности. В своих соч. он тяготел к нравственно-философской проблематике. Такова, напр., его единств. опера-трилогия "Орестея" (по Эсхилу, 1894) -образец претворения антич. сюжета в рус. музыке. Особое значение в творчестве Т. приобрели кам.-инстр. произв. (его трио, квартеты, квинтеты принадлежат к лучшим образцам этого жанра в рус. музыке). Он явился одним из создателей лирико-философской кантаты в рус. музыке ("Иоанн Дамаскин", "По прочтении псалма"). Он возродил популярный в отечеств. музыке. 17-18 вв. жанр - хоры a cappella (автор более 40 хоров). В инстр. музыке особое значение придавал Т. интонац. единству цикла. Этот муз.-драматургич. принцип в значит. мере связан с монотематизмом и воплощён прежде всего в 4-й симф., а также в ряде кам.-инстр. ансамблей. Велик вклад Т.-учёного в развитие муз. теории. Он создал уникальный труд - "Подвижной контрапункт строгого письма" (1889-1906) и его продолжение - "Учение о каноне" (кон. 1890-х гг. - 1915). Большое историч. значение имела пед. деятельность Т. (А. К. Глазунов назвал его "мировым учителем"). Он добивался повышения проф. муз. образования в России, боролся за высокий уровень муз.-теоретич. подготовки учащихся консерватории всех специальностей. Т. создал комп. школу, а также воспитал мн. музыковедов, дирижёров, пианистов (в фп. педагогике Т. явился продолжателем традиций Н. Г. Рубинштейна). Среди учеников: С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, Н. К. Метнер, Р. М. Глиэр, К. Н. Игумнов, Г. Э. Конюс, Б. Л. Яворский. Опера Орестея (1895, Петербург); кантаты - Иоанн Дамаскин (1884), По прочтении псалма (1915) и др.; для орк. - 4 симф. (1874-98), увертюры; концерт для фп. с орк.; кам. -инстр. ансамбли (20) - трио (в т. ч, фортепьянное, 1908), струн. квартеты, квинтеты (в т. ч. фортепьянный, 1911) в др.; для фп. - Прелюдия и фуга н др.; хоры a cappella; кам.-вок. ансамбли с фп. и a cappelа"; 55 романсов и др.
Подвижной контрапункт строгого письма, [Лейпциг, 1909J, под ред. С. С. Богатырева, М., 1959; Учение о каноне [книга подготовлена в изд. В. М. Беляевым], М., 1929; Из науч.-пед. наследия, М., 1967; Дневники, кн. 1-3, М., 1981-85. А Вокальные соч., т. 1-2, М., 1979-81.
Памяти С. И. Танеева. Сб. статей и материалов, М.-Л., 1947; С. И. Танеев. Материалы и документы, т. 1 - Переписка и воспоминания, М., 1952; Бажанов Н., Танеев, М., 1971; Корабельникова Л., С. И. Танеев в Моск. консерватория, М., 1974; ее же, Творчество С. И. Танеева. Историко-стилистич. исследование, М., 1986; Бернандт Г. В., С. И. Танеев, 2М., 1983. З. Корабельникова.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь