на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ТЕМП (итал. tempo, от лат. tempus - время) - скорость движения в музыке, определяемая числом метрич. долей в единице времени. Первоначально Т. ваз. величина метрич. доли. Совр. понятие Т. возникло в 16-17 вв. В музыке нового времени Т. - это средняя скорость движения, оставляющая широкие возможности для эмоц. выразит. отклонений от ровного Т. Нотные длительности теряют свойственную им в мензуральной нотации абсолютную величину. В тактовой йотации, указывающей только соотношения нотных величин, возникла потребность в спец. указаниях Т., напр. presto - быстро, скоро, lento - медленно и т. д. Большинство из них вместе с тем указывают и характер движения. К скорым Т. принадлежат allegro (радостно, весело), vivo, vivace (живо) и др., к медленным Т. - adagio (означает также "свободно", "вольно"), largo (широко) и др., к средним Т. (близкие к нормальному пульсу) - moderate (умеренно или размеренно), andante (идя шагом). В целом установилась система 5 осн. Т. (в порядке возрастающей скорости): largo, adagio, andante, allegro, presto, к которым присоединяются уточняющие слова (molto, assai - очень, poco - немного и т. п.) и суффиксы (увеличительные - issimo и уменьшительные - -etto, -ino). В отличие от музыки барокко, тяготевшей к tempo rubato, в эпоху классицизма возникло стремление к большей размеренности и определённости Т. Тогда же предприняты попытки количеств. определения Т. (в сер. 18 в. И. И. Кванц измерял различные Т. нормальным пульсом - 80 ударов в минуту). Изобретение метронома (1816) позволило ввести более точное указание скорости, что сразу получило широкое распространение (начиная с Л. Бетховена). Сопоставление метроном ич. и словесных обозначений Т. показывает, что Т. зависит не только от частоты счётных единиц, но и от их весомости, выраженной в нотных длительностях, величины такта, внутридолевой пульсации, фактуры и т. д. Для композиторов и исполнителей (особенно романтич. направления) словесные указания Т. важнее метрономических, от которых во 2-й трети 19 в. мн. композиторы отказались (напр., Ф. Шопен и Р. Вагнер, применявшие их в ранних произв.; только Р. Шуман придавал большое значение метрономич. указаниям, нередко ограничиваясь ими). Однако с кон. 19 в. метрономич. указания стали снова применяться чаще как реакция на исполнит. произвол (И. Ф. Стравинский). Среди словесных указаний имеются спец. обозначения изменений Т.: постепенного ускорения (accelerando, stringendo и др.) и замедления (ritardando, rallentando, allargando), сдвигов к более скорому (piu mosso) и более медленному (meno mono или ritenuto) Т. Для возвращения к начальному Т. используются такие указания, как Tempo I, L'istesso tempo (первоначальный, тот же Т.); для возвращения к Т., предшествовавшему данному (при нескольких Т. в соч.), указывается Tempo precedente (предыдущий Т.). Для вдвое более скорого Т. необходимо указание Doppio movimento, тогда как Doppio tempo требует вдвое увеличить длительность тактовой доли и, следовательно, вдвое уменьшить Т.
Навайкинский В. В., Оиуз. темпе, М., 1965; Зонная природа темпа и ритма, в кн: Н. А. Гарбузов- музыкант, исследователь, педагог, М., 1980. М.Г. Харлап.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь