на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ТОККАТА (итал. toccata, букв.- прикосновение, удар, от toccare - касаться, трогать) - 1) виртуозная муз. пьеса, преим. для клавишных инструментов. Возникла в 16 в., заняв важное место в историч. процессе обособления органных и клавирных жанров музыки. Ранние Т., представлявшие собой импровизац, прелюдии, применялись в богослужении, подобно интонациям и преамбулам, для установления тональности следующих за ними песнопений (А. и Дж. Габриели), а также в качестве вступления и сопровождения к т. н. органным мессам или их отд. частям (токкаты Фрескобальди в "Fiori musicali"). В творчестве нем. композиторов сложилась токката - хоральная обработка (С. Шейдт, Ф. К. Муршхаузер, Готлиб Муффат). Во 2-й пол. 17 в. Т. превратилась в самостоят. конц. жанр, утратив прикладную (литургическую) функцию; её стали включать в светские циклич. соч., в частности в старинные сюиты. Для Т. этого времени (И. Я. Фробергер, Георг Муффат, Б. Паскуини, И. К. Керль, Д. Бук-стехуде) характерны: многократное сопоставление прелюдийных и фугированных разделов, завершающееся большой фугой; иногда - репризное обрамление; некоторые черты инстр. канцоны (при интонац. сходстве различные по метру темы фугированных разделов). Художеств. вершин в жанре старинной Т. достиг И. С. Бах. Его 8 клавирных и 5 органных Т. отличаются многообразием жанровых истоков тематизма, масштабностью формы, сложнейшей мануальной и педальной техникой, композиц. разнообразием (1-частные; циклич. 3- и 4-частные по типу концертов и сонат da chiesa; 2-частные циклы Т.-фуга). С 19 в. Т. развивается как виртуозный жанр "этюдного" плана (К. Черни, Р. Шуман). В 20 в. наряду с Т. для фп. (К. Дебюсси, М. Равель, Ф. Бузони, Э. Кшенек, С. С. Прокофьев, А. И. Хачатурян) и для орг. (М. Регер, М. Дюпре) появляются Т. для орк. (А. Малявский), для скр. с орк. (1-я часть скр. концерта Стравинского). 2) Предположительно, в эпоху Возрождения - праздничная, фанфарного типа пьеса или вступление (напр., в опере "Орфей" Монтеверди). Т. Н. Дубравская.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь