на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ТРАНСКРИПЦИЯ (от лат. transcriplio - переписывание) - переработка, переложение муз. произведений. В отличие от обработки, Т. имеет относительно самостоят. художеств. значение. Различают 2 вида Т.: приспособление произв. для др. инструмента и изменение в целях большего удобства или большей виртуозности изложения для того же инструмента. Т. появились в 16-17 вв. как перелож. нотных текстов для исполнения на др. инструментах. С 18 в. Т. приобрели более самостоят. значение (Т. для клавира орк. соч. А. Вивальди, Б. Марчелло и др., принадлежащие И. С. Баху). В 19 в. Т. (преим. фп.) стали одним из наиб. популярных конц.-виртуозных жанров. Среди них: Т. песен Ф. Шуберта, фрагментов из опер Дж. Верди, В. А. Моцарта, Р. Вагнера, принадлежащие Ф. Листу (ок. 500), К. Таузигу и др. В рус. музыке выделяются Т. для фп. М. А. Балакирева, С. В. Рахманинова, в советской - С. Е. Фейнберга, Г. Р. Гинзбурга, А. Д. Каменского, И. И. Михневского и др.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь