на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ТРИЛОГИЯ (греч. в сложных словах - три и - слово, рассказ, повествование) - цикл из трёх самостоятельных законченных произведений, образующих целое благодаря единству замысла, а нередко и общности содержания и сюжета. Термин "Т." применяется гл. обр. в художеств. литературе и театр. драматургии ("Орестея" Эсхила, трилогия о Фигаро П. Бомарше), в скульптуре и живописи пользуются, как правило, термином "триптих". В музыке термин "Т." употребляется со 2-й пол. 19 в. применительно к циклам опер, напр. "Кольцо нибелунга" Вагнера (это соч. сам композитор рассматривал как Т. с прологом), "Орестея" С. И. Танеева, "Ипподамия" З. Фибиха, "Пиренеи" Ф. Педреля, реже - симфоний (симф. Т. "Валленштейн" д'Энди), сонат и др. произв. (напр., триптих из "сценич. кантат" "Триумфы" К. Орфа: "Кармина Бурана", "Катулли кармина" и "Триумф Афродиты"). Муз. Т., задуманные и объявленные автором, следует отличать как жанровую разновидность от группы из трёх произв., обладающих сходством с Т. благодаря тематич. и образному родству (напр., 5-7-я симф. Малера, связанные с песенным циклом на тексты Ф. Рюккерта "Песни об умерших детях"), а также от 3-частных циклов, составляющих единое произв. (см. Циклические формы). См. также Дилогия, Тетралогия.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь