на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ТУВИНСКАЯ МУЗЫКА. К наиболее древним образцам нар. Т. м. относятся наигрыши на муз. инструментах; короткие свободные импровизации речитативного склада, отличающиеся обилием муз. и текстовых повторов, альтераций; героич. и эпич. сказания, а также обрядовые, трудовые, любовные, семейно-бытовые, колыбельные песни. Основа ладового строя тув. нар. музыки - ангемитоника. Ритм Т. м. характеризуется разнообразием структур. Песни подразделяются на три вида: узун ырлар (напевы интонируются на большом дыхании, что требует спец. навыков, исполнит. манера обобщает наиб. характерные черты нац. пения и отличается большим тембровым своеобразием, наличием специфич. фальцетных призвуков); кыска ырлар (короткие напевы, не имеющие мелодич. орнамёнтирований); кожамык (песни любовно-лирич. содержания, в форме монолога или диалога). Особым вок. жанром Т. м. является горловое пение (хоомей каргыраа, сыгыт, эзенгилээр, борбаннадыр со многими разновидностями) - многогол. пение одного певца, который исполняет мелодию и одновременно с ней бурдонный бас. Нек-рые разновидности стиля хоомей встречаются у башкир, монголов, хакасов, алтайцев. Мелодиям тув. нар. песен свойственны 2-частность, квадратная структура. Слова чаще всего не прикреплены к мелодии. На празднествах сольные песни иногда поются хором в унисон. Муз. инструментарий богат и разнообразен: струнно-смычковые - игил, бызанчи; струнно-щипковые - шанзы, тошпулур, чадаган, шелер-хомус, хола хомус, кулузун-хомус, тая хомус, соок хомус; духовые - тун, моргу, шоор, амырга, эдиски, лимби. До Окт. революции 1917 бытовали также шумовые ламские и шаманские инструменты: тун, конга, дамбыра, кенгирге, дунгур. Первые записи песен осуществлены музыковедом Л. В. Анохиным в 1909-10, позже Б. В. Гиппиусом, 3. В. Эвальд. Зарождение проф. Т. м. относится ко 2-й пол. 1930-х гг. Её развитие связано с освоением нар. наследия и влиянием рус. классич. и сов. музыки. Большое значение имело создание муз.-драм. театра-студки (1936), которым руководили в 40-х гг. комп. А. Н. Аксёнов, И. Л. Израй левич, дир. Р. Г. Миронович, реж. И. Я. Исполнев и др. Одним из зачинателей песенного творчества в республике был драматург и актёр В. Кокоол ("Молодёжь", "Моя Тува" и др.). Значит. вклад в развитие Т. м. внесли А. Н. Аксёнов, создавший ряд муз. произв. на материале тув. фольклора (автор кн. "Тув. нар. музыка", М., 1964), М. Мунзук (2 сборника тув. нар. песен - "Ырлар", Кызыл, 1956, "Тыва улустун ырлары", Кызыл, 1973), З. К. Кыргыс (сборник нар. песен "Тыва улустун кожамыктары", Кызыл, 1975, кн. "Тувинская традиц. вок. музыка", Кызыл, 1984), а также первый проф. тув. композитор А. Б. Чыргал-оол (кантата "Отчизна", 1974; симф. поэмы "Шестьдесят богатырей", 1957, "Поэма радости", 1967, "Моя Тува", 1971; концерт для скр. с орк., 1976; музыка к драм. спектаклям и др.). Широкую известность получили произв. Р. Кендснбиля (первая нац. опера "Чечен и Белекмаа", 1970, симфония, сюиты для симф. орк. "Колхозная сюита", "Расцветай, мой край родной", 3 квар- Стиль гортанного пения каргыраа. Из книги А. Н. Аксёнова "Тувинская народная музыка" (М., 1964). тета, хор. обработки и др.), В. Тока (концерт для фп. с орк., 1972; симф. поэмы "Айкыс", 1969, "Мой край", 1976, "Романтическая", 1979; прелюдии для фп.; музыка к спектаклям драм. театра и др.), Д. Хуреш-оола (симф. поэма "Моя Тува", 1972; сюита для симф. орк., 1976), Б. Нухова (концерт для трубы и фп., 1971; "Балетная сюита", 1970; "Тувинская сюита", 1976). Среди исполнителей: певцы - нар. арт. РСФСР М. Мунзук, К. Мунзук. В Туве работают (1988): Муз.-драм. театр (1945); оркестр ТВ Тув. АССР (1966), ансамбль песни и танца "Саяны" (1970), ансамбль "Аян" (1981); филармония (1969), СК Тув. АССР (1978); уч-ще искусств (1960, все - в Кызыле); художеств. школы и школы искусств для одарённых детей.
История Тувы, т. 2, М., 1964; Аксенов А. Н., Тув. нар. музыка, М., 1964. К. Кыргыс.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь