на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ТУРКМЕНСКАЯ МУЗЫКА. На развитие муз. искусства Туркменистана (включающего нар. и нар.-проф. творчество устной традиции) оказала влияние музыка стран Ср. Азии, Бл. и Ср. Востока. Т. м. не имеет унифициров. системы ладов, свойственной др. вост. муз. культурам. Немногочисленные обозначения ладов (кырклар, новайи) в зависимости от контекста относятся к разным звукорядам. В Т. м. бытует термин мукам, обозначающий пьесу из к.-л. дестана (сказания). Типичны звукоряды с хроматически пониженными ступенями, разрушающими диатонич. основу лада. В инстр. 2-голосии характерна опора на кварто-квинтовые и секундовые сочетания. Важным фактором интонац. развёртывания является мелизматика, представленная рядом приёмов, как вокальных (секдирмек - осн. звук произносится- с форшлагом на звук "и"; джук-джук - вокализация на ту же многократно повторяемую гласную с горловым призвуком и др.), так и инструментальных (чайкамак - отгибание грифа дутара, изменяющее тембр, силу и высоту звука; питыклемек - щелчок либо лёгкий удар по деке инструмента; янланмак - эхо, достигаемое приближением ладони к струнам дутара в момент протяжённого звука или её удалением от них, и др.). Для нар. музыки типичен принцип вариантного развития материала. Распространены 3-частная репризная (с развитой серединой) и разомкнутая 2-частная формы. Обязателен ширван - кульминац. отрезок, падающий на точку "золотого сечения" и выделяемый как тесситурно, так и динамически, часто и мелизматически. Т. м. отличает господство переменного метра, сложных и составных размеров (5/8, 7/8 и т. п.) при разнообразном соединении ритмич. звеньев чётного и нечётного строения. Среди популярных нар. инструментов: струнно-щипковый - дутар; струнно-смычковый - гиджак; духовые - дилли-тюйдук, тюйдук; гопуз (варган). Инструментальный наигрыш "Чекты" для дутара. Запись В. А. Успенского. Туркменская народная мелодия "Дашгалды" ("Далеко осталась"). Запись А. Кулиева. Характерно отсутствие ударных. Среди песенных жанров - обрядовые, календарные, трудовые, лирич. песни. Древнейший вок.-танц. жанр - т. н. зикр. Производный от зикра танец кушт-депме, бытующий в. Зап. Туркмении, - единств. известный образец нар. танца. Нар.-проф. искусство по сравнению с фольклорным имеет более развитую структуру, более сложные средства и приёмы. Оно достигло совершенства в творчестве бахши, репертуар которых включал дестаны на классич. темы из вост. и нац. поэзии, айдымы (песни) на слова туркм. поэтов 18-19 вв. Один из первых нар.-проф. музыкантов - Бабагамбар (7 в.). Среди известных бахши в 19 в.- Нобатнияз, Али, Вейран, Шукур-бахши; в 20 в. - Т. Суханкулиев, П. Сарыев, М. Тачмурадов, С. Джепбаров. Первые нотные записи образцов Т. м. и описания нар. инструментов осуществлены рус. музыкантами в нач. 19 в. После добровольного вхождения Туркменистана в Рос. гос-во, в сер. 1880-х гг., начинаются регулярные записи нар. мелодий В. В. Лейсеком, Н. С. Кленовским. Первые попытки записей фольклорных образцов на фонографе принадлежат С. Г. Рыбакову, В. Н. Гартевельду. В Ашхабаде и др. городах гастролировали рус. муз.-театр. труппы и известные исполнители, в т. ч. Ф. И. Шаляпин. После Окт. революции 1917 формируется проф. Т. м. В 1928 опубликован 1-й том фундаментального труда В. А. Успенского и В. М. Беляева "Туркменская музыка". Комп. С. Н. Василенко, М. М. Ипполитовым-Ивановым, Г. И. Литинским, Г. Г. Лобачёвым, Б. С. Шехтером и др. созданы симф., хор. и кам. произведения на туркм. нар. темы. В 1929 организован первый в республике симф. оркестр, в 1934 - хор. С 1929 в Ашхабаде начал работать художеств. техникум с муз. и драм. отделениями (с 1935 - муз. уч-ще). В 1935 открылось туркм. отделение при Моск. конс. В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 в Туркмении работала группа эвакуированных из разл. республик музыкантов, в т. ч. укр. комп. А. Я. Штогаренко, Ю. С. Мейтус, А. Ф. Зноско-Боровский, эст. комп. Л. М. Аустер. В 1941 открыт Туркм. театр оперы и балета, на сцене которого были пост. первые нац. оперы и балеты, среди них: оперы "Зохре и Тахир" Шапошникова (1941; 2-я ред. совм. с В. Мухатовым, 1953), "Шасенем и Гариб" Шапошникова и Овезова (1944); балеты "Весёлый обманщик" Корчмарёва (1942), "Белый хлопок" Зноско-Боровского и В. Мухатова (1945). Первой оперой на совр. тему явилась героико-патриотич. опера "Абадан" Мейтуса и А.Кулиева (1943), посвящённая борьбе сов. народа с нем.-фаш. захватчиками. Эта же тематика отражена также в поэме-кантате "Курбан Дурды" А. Кулиева (1942), в кантате "Победа" В. Мухатова (1944), хорах и песнях. Начиная с 40-х гг. сочинения муз.-сценич. жанра характеризуются соединением народного мелоса с европ. гармонией. Среди произв. этого периода выделяются опера "Лейли и Меджнун" Мейтуса и Овезова (1946), комич. опера "Поэт и судья" Шапошникова и В. Мухатова (1947), опера "Айна" Шапошникова и Овезова (1957). В 60-х гг. активизируется процесс синтеза нац. черт с достижениями совр. муз. искусства на основе взаимовлияния и взаимообогащения разл. культур. Осуществляются пост. опер, в т. ч. "Конец кровавого водораздела" В. Мухатова (1967; стала значит. событием в культурной жизни республики), "Тревожная ночь" А. Д. Агаджикова (1969), а также балетов "Чудесный лекарь" М. Равича и Н. Мухатова (1960), "Гибель Суховея" (1967) и "Бессмертие" (1972) Ч. Нурымова, "Фирюза" Агаджикова (1974). Вок.-симф. жанры активно развиваются с кон. 1950-х гг. Созданы кантаты "Туркменистан" А. Кулиева (2-я ред. 1958), "О Коммунистической партии" (1953) и "О счастье" (1954) В. Мухатова, "Братство" В. Ахмедова (1972), вок.-симф. триптих "Памяти героев Великой Отечеств. войны" Н. Халмамедова (1971), оратории "Ленин" Овезова (1964), "Родная земля" Агаджикова (1978), "Ленин" Р. Аллаярова (1981). Начало симф. музыке в республике положили "Туркменская сюита" (1950) и поэма "Моя Родина" (1951) В. Мухатова. В дальнейшем для произв. этого жанра характерно сочетание нац. тематизма и совр. симф. приёмов. Среди соч. этого жанра: "Текинские фрески" Ч. Нурымова (1969), 2-я симфония С. Мухатова (1977), сюита Б. Худайназарова (1977), симф. Д. Б. Хыдырова (1979), 1-я ("Памяти Махтумкули", 1974), 2-я (1981) и 3-я (1985) симфонии В. Мухатова. Начиная с 40-х гг. туркм. композиторами осваивается жанр концерта с орк. Созданы концерты - для фп. Шапошникова (1947), для скрипки Аллаярова (1968), для трубы (1968), для голоса (1971) и для фп. (1973) Ч. Нурымова, для гобоя А. Тагиева (1976) и Р. Реджепова (1982). Кам.-инстр. произв. написали А. Кулиев, Ч. Нурымов, Н. Халмамедов и др., кам.-вок. - В. Мухатов, В. Ахмедов, Ч. Артыков, Н. Мухатов, Д. Нурыев и др. Соч. для оркестра нар. инстр. создали А. Кулиев, К. Кулиев, Г. М. Аракелян и др. В жанрах оперетты и эстр. музыки работают Д. Нурыев, А. Агаджиков, Ч. Нурымов, Р. Реджепов, О. Курбанниязов и др. Среди композиторов, написавших музыку к к.-ф., - Н. Халмамедов, Р. Реджепов. Работы по туркм. нац. музыке принадлежат музыковедам Ф. А. Абуковой, Н. Н. Абубакировой, М. Э. Ахмедовой, Ш. Гуллыеву, В. А. Гуревичу, Л. Ф. Новиковой и др. Среди музыкантов республики: дирижёры - нар. арт. СССР X. Аллануров, засл. деят. искусств Туркм. ССР М. Мередов, Н. Мухатов; певцы - нар. арт. СССР А. Аннакулиева, М. Кулиева, М. Шахбердыева, нар. арт. Туркм. ССР X. Аннадурдыев, X. Аннаев, А. Курбанов, М. Фараджева, Е. Хуммаев. В Туркмении функционируют (1988): Туркм. театр оперы и балета (1941, Ашхабад), Муз.-драм. театры (Ташауз, осн. в 1938; Чарджоу, 1979); филармония в Ашхабаде (1938), в составе которой симф. оркестр (1973), оркестр нар. инстр. им. П. Сарыева, и филармония в Мары (1978); ансамбль нар. инструментов, хор и эстр. орк. при туркм. ТВ и радио;СК Туркм. ССР (1939); Пед. институт искусств (1972), Муз. уч-ща (Ашхабад, 1929; Чарджоу, 1975; Мары, 1978); Уч-ще искусств (Ташауз, 1981); муз. школы.
Бедросов Г., Музыка Сов. Туркменистана, Аш., 1943; Синявер Л., Нурымова Н., Туркменская ССР, в кн.: История музыки народов СССР, т. 1-5, М., 1970-74; Успенский В. А., Беляев В. М., Туркменская музыка, т. 1,2Аш., 1979. В. Л. Гуревич.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
Т..

МУЗЫКАЛЬНЫЙ МОМЕНТ

МУРАТАЛЫ КУРЕНКЕЕВ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР

НЕАККОРДОВЫЕ ЗВУКИ

НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО

НЕМЦЕВ СССР МУЗЫКА

ОБИХОДНЫЙ ЗВУКОРЯД

ПАНТОФЕЛЬ-НЕЧЕЦКАЯ

ПОБОЧНАЯ ДОМИНАНТА

ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА

САЛИМАН-ВЛАДИМИРОВ

САНТА-КРУС ВИЛЬСОН

СЕЛЬКУПСКАЯ МУЗЫКА

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ЛАДЫ

ТЕАТРАЛЬНАЯ МУЗЫКА

ТИХОН МАКАРЬЕВСКИЙ

ТОФАЛАРСКАЯ МУЗЫКА

ТРИДЕНТСКИЙ КОДЕКС

ТРОЕСТРОЧНОЕ ПЕНИЕ

ФУНКЦИИ ПЕРЕМЕННЫЕ

ЦЕРКОВНЫЙ ЗВУКОРЯД

ШИГАЕВ ДАУЛЕТКЕРЁЙ

ШОТЛАНДСКАЯ МУЗЫКА

ЭВЕНКИЙСКАЯ МУЗЫКА

ЭКВАДОРСКАЯ МУЗЫКА

ЭЛЕКТРОННАЯ МУЗЫКА

ЭСКИМОССКАЯ МУЗЫКА

Музыкальный словарь ver16