на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ТУРКМЕНСКАЯ МУЗЫКА. На развитие муз. искусства Туркменистана (включающего нар. и нар.-проф. творчество устной традиции) оказала влияние музыка стран Ср. Азии, Бл. и Ср. Востока. Т. м. не имеет унифициров. системы ладов, свойственной др. вост. муз. культурам. Немногочисленные обозначения ладов (кырклар, новайи) в зависимости от контекста относятся к разным звукорядам. В Т. м. бытует термин мукам, обозначающий пьесу из к.-л. дестана (сказания). Типичны звукоряды с хроматически пониженными ступенями, разрушающими диатонич. основу лада. В инстр. 2-голосии характерна опора на кварто-квинтовые и секундовые сочетания. Важным фактором интонац. развёртывания является мелизматика, представленная рядом приёмов, как вокальных (секдирмек - осн. звук произносится- с форшлагом на звук "и"; джук-джук - вокализация на ту же многократно повторяемую гласную с горловым призвуком и др.), так и инструментальных (чайкамак - отгибание грифа дутара, изменяющее тембр, силу и высоту звука; питыклемек - щелчок либо лёгкий удар по деке инструмента; янланмак - эхо, достигаемое приближением ладони к струнам дутара в момент протяжённого звука или её удалением от них, и др.). Для нар. музыки типичен принцип вариантного развития материала. Распространены 3-частная репризная (с развитой серединой) и разомкнутая 2-частная формы. Обязателен ширван - кульминац. отрезок, падающий на точку "золотого сечения" и выделяемый как тесситурно, так и динамически, часто и мелизматически. Т. м. отличает господство переменного метра, сложных и составных размеров (5/8, 7/8 и т. п.) при разнообразном соединении ритмич. звеньев чётного и нечётного строения. Среди популярных нар. инструментов: струнно-щипковый - дутар; струнно-смычковый - гиджак; духовые - дилли-тюйдук, тюйдук; гопуз (варган). Инструментальный наигрыш "Чекты" для дутара. Запись В. А. Успенского. Туркменская народная мелодия "Дашгалды" ("Далеко осталась"). Запись А. Кулиева. Характерно отсутствие ударных. Среди песенных жанров - обрядовые, календарные, трудовые, лирич. песни. Древнейший вок.-танц. жанр - т. н. зикр. Производный от зикра танец кушт-депме, бытующий в. Зап. Туркмении, - единств. известный образец нар. танца. Нар.-проф. искусство по сравнению с фольклорным имеет более развитую структуру, более сложные средства и приёмы. Оно достигло совершенства в творчестве бахши, репертуар которых включал дестаны на классич. темы из вост. и нац. поэзии, айдымы (песни) на слова туркм. поэтов 18-19 вв. Один из первых нар.-проф. музыкантов - Бабагамбар (7 в.). Среди известных бахши в 19 в.- Нобатнияз, Али, Вейран, Шукур-бахши; в 20 в. - Т. Суханкулиев, П. Сарыев, М. Тачмурадов, С. Джепбаров. Первые нотные записи образцов Т. м. и описания нар. инструментов осуществлены рус. музыкантами в нач. 19 в. После добровольного вхождения Туркменистана в Рос. гос-во, в сер. 1880-х гг., начинаются регулярные записи нар. мелодий В. В. Лейсеком, Н. С. Кленовским. Первые попытки записей фольклорных образцов на фонографе принадлежат С. Г. Рыбакову, В. Н. Гартевельду. В Ашхабаде и др. городах гастролировали рус. муз.-театр. труппы и известные исполнители, в т. ч. Ф. И. Шаляпин. После Окт. революции 1917 формируется проф. Т. м. В 1928 опубликован 1-й том фундаментального труда В. А. Успенского и В. М. Беляева "Туркменская музыка". Комп. С. Н. Василенко, М. М. Ипполитовым-Ивановым, Г. И. Литинским, Г. Г. Лобачёвым, Б. С. Шехтером и др. созданы симф., хор. и кам. произведения на туркм. нар. темы. В 1929 организован первый в республике симф. оркестр, в 1934 - хор. С 1929 в Ашхабаде начал работать художеств. техникум с муз. и драм. отделениями (с 1935 - муз. уч-ще). В 1935 открылось туркм. отделение при Моск. конс. В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 в Туркмении работала группа эвакуированных из разл. республик музыкантов, в т. ч. укр. комп. А. Я. Штогаренко, Ю. С. Мейтус, А. Ф. Зноско-Боровский, эст. комп. Л. М. Аустер. В 1941 открыт Туркм. театр оперы и балета, на сцене которого были пост. первые нац. оперы и балеты, среди них: оперы "Зохре и Тахир" Шапошникова (1941; 2-я ред. совм. с В. Мухатовым, 1953), "Шасенем и Гариб" Шапошникова и Овезова (1944); балеты "Весёлый обманщик" Корчмарёва (1942), "Белый хлопок" Зноско-Боровского и В. Мухатова (1945). Первой оперой на совр. тему явилась героико-патриотич. опера "Абадан" Мейтуса и А.Кулиева (1943), посвящённая борьбе сов. народа с нем.-фаш. захватчиками. Эта же тематика отражена также в поэме-кантате "Курбан Дурды" А. Кулиева (1942), в кантате "Победа" В. Мухатова (1944), хорах и песнях. Начиная с 40-х гг. сочинения муз.-сценич. жанра характеризуются соединением народного мелоса с европ. гармонией. Среди произв. этого периода выделяются опера "Лейли и Меджнун" Мейтуса и Овезова (1946), комич. опера "Поэт и судья" Шапошникова и В. Мухатова (1947), опера "Айна" Шапошникова и Овезова (1957). В 60-х гг. активизируется процесс синтеза нац. черт с достижениями совр. муз. искусства на основе взаимовлияния и взаимообогащения разл. культур. Осуществляются пост. опер, в т. ч. "Конец кровавого водораздела" В. Мухатова (1967; стала значит. событием в культурной жизни республики), "Тревожная ночь" А. Д. Агаджикова (1969), а также балетов "Чудесный лекарь" М. Равича и Н. Мухатова (1960), "Гибель Суховея" (1967) и "Бессмертие" (1972) Ч. Нурымова, "Фирюза" Агаджикова (1974). Вок.-симф. жанры активно развиваются с кон. 1950-х гг. Созданы кантаты "Туркменистан" А. Кулиева (2-я ред. 1958), "О Коммунистической партии" (1953) и "О счастье" (1954) В. Мухатова, "Братство" В. Ахмедова (1972), вок.-симф. триптих "Памяти героев Великой Отечеств. войны" Н. Халмамедова (1971), оратории "Ленин" Овезова (1964), "Родная земля" Агаджикова (1978), "Ленин" Р. Аллаярова (1981). Начало симф. музыке в республике положили "Туркменская сюита" (1950) и поэма "Моя Родина" (1951) В. Мухатова. В дальнейшем для произв. этого жанра характерно сочетание нац. тематизма и совр. симф. приёмов. Среди соч. этого жанра: "Текинские фрески" Ч. Нурымова (1969), 2-я симфония С. Мухатова (1977), сюита Б. Худайназарова (1977), симф. Д. Б. Хыдырова (1979), 1-я ("Памяти Махтумкули", 1974), 2-я (1981) и 3-я (1985) симфонии В. Мухатова. Начиная с 40-х гг. туркм. композиторами осваивается жанр концерта с орк. Созданы концерты - для фп. Шапошникова (1947), для скрипки Аллаярова (1968), для трубы (1968), для голоса (1971) и для фп. (1973) Ч. Нурымова, для гобоя А. Тагиева (1976) и Р. Реджепова (1982). Кам.-инстр. произв. написали А. Кулиев, Ч. Нурымов, Н. Халмамедов и др., кам.-вок. - В. Мухатов, В. Ахмедов, Ч. Артыков, Н. Мухатов, Д. Нурыев и др. Соч. для оркестра нар. инстр. создали А. Кулиев, К. Кулиев, Г. М. Аракелян и др. В жанрах оперетты и эстр. музыки работают Д. Нурыев, А. Агаджиков, Ч. Нурымов, Р. Реджепов, О. Курбанниязов и др. Среди композиторов, написавших музыку к к.-ф., - Н. Халмамедов, Р. Реджепов. Работы по туркм. нац. музыке принадлежат музыковедам Ф. А. Абуковой, Н. Н. Абубакировой, М. Э. Ахмедовой, Ш. Гуллыеву, В. А. Гуревичу, Л. Ф. Новиковой и др. Среди музыкантов республики: дирижёры - нар. арт. СССР X. Аллануров, засл. деят. искусств Туркм. ССР М. Мередов, Н. Мухатов; певцы - нар. арт. СССР А. Аннакулиева, М. Кулиева, М. Шахбердыева, нар. арт. Туркм. ССР X. Аннадурдыев, X. Аннаев, А. Курбанов, М. Фараджева, Е. Хуммаев. В Туркмении функционируют (1988): Туркм. театр оперы и балета (1941, Ашхабад), Муз.-драм. театры (Ташауз, осн. в 1938; Чарджоу, 1979); филармония в Ашхабаде (1938), в составе которой симф. оркестр (1973), оркестр нар. инстр. им. П. Сарыева, и филармония в Мары (1978); ансамбль нар. инструментов, хор и эстр. орк. при туркм. ТВ и радио;СК Туркм. ССР (1939); Пед. институт искусств (1972), Муз. уч-ща (Ашхабад, 1929; Чарджоу, 1975; Мары, 1978); Уч-ще искусств (Ташауз, 1981); муз. школы.
Бедросов Г., Музыка Сов. Туркменистана, Аш., 1943; Синявер Л., Нурымова Н., Туркменская ССР, в кн.: История музыки народов СССР, т. 1-5, М., 1970-74; Успенский В. А., Беляев В. М., Туркменская музыка, т. 1,2Аш., 1979. В. Л. Гуревич.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь