на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ТУРЦИИ МУЗЫКА. Турецкий музыкальный фольклор родствен музыке др. тюрк. народов. Различают 2 стилистич. группы нар. песен - кырык хава (мелодии небольшого диапазона, в равномерном ритме; стиль характерен для танц. мелодий, для песен типа частушек - мани) и узун хава (мелодии широкого диапазона, ритмически свободные; в этом стиле выдержаны любовные песни бозлак, причитания агыты). Широко бытуют унисонные песни тюркю. Для нар. мелодий характерны кратковрем. отклонения от осн. лада, постоянное повышение и понижение диатонич. ступеней на комму, что создаёт особую ладовую систему (по определению совр. тур. музыковедов - 24-ступенные звукоряды). Своеобразен ритм нар. песен, во многом идущий от поэтич. ритмов. Распространён ритм аксак (хромой; сочетание 2- и 3-дольных ритмич. ячеек). Нар. танцы в большой мере связаны с обрядами, трудовыми процессами, религ. культом. Многие из них сопровождаются игрой на муз. инстр. (зачастую и пением), некоторые исполняются без муз. сопр. (напр., в муж. плясках ритмич. аккомпанементом служат удары меча и кинжала о щит). Среди инструментов: духовые - балабан, зурна, ковал; струнные - кеманча, саз; ударные - давул, дэф, дарабукка. Нар.-проф. музыка устной традиции - т. н. традиционная или классическая - связана в большой степени с творчеством ашиков (см. Ашуг). Ладовой и формообразующей основой традиц. музыки служит макам. В Т. м. понятие "макам" относится прежде всего к ладу (при множестве основных и производных ладов в муз. практике используется не более 13-15 основных). Распространена циклич. форма фасиль (произв. этой формы структурно напоминают араб. нубу). Затейливый ритм традиц. Т. м. основан на определ. ритмич. формулах - усулях. Из муз. инструментов широко применяются уд, канун, чай, тамбур. Существен вклад в традиц. музыку Бухури-заде Мустафы Итри-эфенди (2-я пол. 17 в.), а также Д. К. Кантемира (жил в Турции в 80-х гг. 17 в. - 1710, был признан как композитор и теоретик традиц. Т. м.). С кон. 16 в. в Турцию проникает свроп. музыка (в 16-17 вв. при дворе султанов выступали зап.-европ. музыканты, актёры). В свою очередь, на европ. музыку оказала влияние Т.н., в особенности - оркестры янычарского войска (см. "Янычарская музыка"). Значительной для развития муз. культуры Турции была деятельность итал. комп. Дж. Доницетти (работал в Стамбуле в 1828-56), который воспитал мн. тур. музыкантов, ставших впоследствии создателями проф. комп. школы европ. направления. Он организовал первый в стране проф. оркестр (1828; впоследствии- Президентский орк.). В 19 в. под влиянием итал. и франц. опереточных трупп получает развитие жанр оперетты, надолго сохранивший ведущее положение в Т. м. Оперетта "Леблебиджи" ("Продавец гороха", 1875), написанная арм. комп. Т. Чухаджяном, явилась первой тур. опереттой. Повысился уровень проф. муз. культуры после провозглашения Турции республикой (1923). В 1930-х гг. складывается нац. комп. школа; её крупнейшие предст. - т. н. тур. пятёрка: А. А. Сайгун, Дж. Р. Рей, У. Дж. Эркин, Н. К. Аксес, X. Ф. Алнар. Используя в своём творчестве муз.-выразит. средства зап.-европ. музыки, они создавали произв., отличающиеся нац. характерностью. Первая нац. опера - "Феридун" Сайгуна (1934). В 1940-60-х гг. тур. композиторы продолжали осваивать европ. жанры (появились значительные симф., кам. произв., оперы). Наряду с композиторами тур. "пятёрки" работали С. X. Арель, Н. Кодаллы, М. Сун, Б. Тарджан, Ф. Тюзюн, И. Усманбаш и др. Первый нац. балет - "Хуррем султан" (1977) написан Кодаллы. Среди главных тур. исполнителей: дирижёр - Г. Айкал; пианисты - И. Бирет, Д. Сайдам, М. Фенмен; скрипачи - С. Кан, А. Эрдуран; певцы - А. Баран, А. Гюн, А. Манизаде, М. Чагаллы. Большое внимание собиранию и изучению фольклора уделяли С. X. Арель, Г. Орансай, А. А. Сайгун, М. З. Эзги и др. В Турции функционируют (1988): Анкарская гос. опера (1949; создана на базе оперной студии Анкарской конс.), Стамбульский гос. театр оперы и балета (1960; на базе оперной студии Стамбульской конс., первонач. - Стамбульская гор. опера); Стамбульское (1946) и Анкарское (1953) филармонич. общества; Президентский орк. в Анкаре (в 1986 гастролировал в СССР), Стамбульский гос. симф. орк. (1945), Измирский гос. симф. орк. (1962); Анкарская гос. конс. (1936; её базой была Школа учителей музыки, открытая в 1924, позже - Муз.-пед. уч-ще; с сер. 1950-х гг. в консерватории работает также балетное отд.), Стамбульская муниципальная конс. (1923; имеет 2 отд. - восточное и западное), Стамбульская гос. конс. (1973), Измирская гос. конс. (1951). В Стамбуле с 1972 ежегодно проводится междунар. муз. фестиваль - Стамбульский фестиваль искусств.
Беляев В. М., О муз. фольклоре и древней письменности, М., 1971; Виноградов В., На фестивале в Стамбуле, "СМ", 1975, № 6; Рустам-Заде З., Муз. жизнь Турции 70-х гг., в кн.: Актуальные проблемы изучения муз. культур стран Азии и Африки, Таш., 1983; Oransay О., Bati teknegiyle 60 tilrk bagdar, Ankara, 1965; Sауgun A. A., Musiki temel bilgisi (musik nazariyati), Istanbul, 1970; Bart6k В., Turkish folk musik from Asia minor, Princeton - L., 1976.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
Т..

САNТUS FIRMUS

САNТUS PLANUS

САНЧЕС ФЕРРЕР

СЕРВАЧИНЬСКИЙ

СКРОВАЧЕВСКИЙ

СЛОЖНЫЕ ТАКТЫ

СЛОЖНЫЕ ФОРМЫ

СОЛЛЕРТИНСКИЙ

СОМАЛИ МУЗЫКА

СТАНИСЛАВСКИЙ

СТРОГИЙ СТИЛЬ

СТРОЦЦИ-ПЕЧИЧ

СУДАНА МУЗЫКА

ТАЛЛАТ-КЯЛПША

ТАРНОПОЛЬСКИЙ

ТЕР-ОВАННИСЯН

ТРАУРНЫЙ МАРШ

ТРОМБА МАРИНА

ТУНИСА МУЗЫКА

УГАНДЫ МУЗЫКА

УНДЕЦИМАККОРД

ФИТИНГОФ-ШЕЛЬ

ХАССЕ-БОРДОНИ

ХЕЛЬМЕСБЕРГЕР

ХОДЖА-ЭЙНАТОВ

ЧЕРНОМОРДИКОВ

ШВЕЦИИ МУЗЫКА

ЭОЛИЙСКИЙ ЛАД

ЭРВЕЛУА ДЕ КЭ

ЭРДМАНСДЁРФЕР

ЯКОБ ЛЬЕЖСКИЙ

Музыкальный словарь ver16